Клинический случай хронической постлучевой миелопатии
В.С. Шевченко, НИИ онкологии АМН Украины, г. Киев
Международный неврологический журнал 4(20) 2008 / Практикующему неврологу /To Practicing Neurologist/
Лучевая терапия в различных ее модификациях является одним из ведущих методов лечения в онкологии. Несмотря на высокую эффективность и отсутствие альтернативы в некоторых случаях, актуальной остается проблема негативных ее последствий — фиброза, лучевых ожогов кожи и слизистых, угнетения костномозгового кроветворения и пр. Наиболее распространенными осложнениями лучевой терапии являются поражения нервной системы — плекситы, невриты различных локализаций [1, 2]. Ниже приводится описание клинического случая хронической постлучевой миелопатии под маской вторичной интоксикационной полиневропатии.
Больной В., 1964 года рождения, житель Одесской области, поступил в отделение опухолей головы и шеи НИИ онкологии АМН Украины в декабре 2006 года с диагнозом: рак корня языка T2N0M0, стадия ІІ, клиническая группа ІІ. Диагноз верифицирован цитологически — плоскоклеточная карцинома. Получал химиолучевую терапию, суммарная доза облучения составила 60 Гр по расщепленной методике в 2 этапа по 30 Гр с интервалом 4 недели, последний курс облучения — в марте 2007 г.
С сентября 2007 года больной отмечает появление жалоб на слабость в ногах, шаткость при ходьбе, недержание мочи и кала. По месту жительства осмотрен онкологом, невропатологом, урологом, проктологом, обследован (компьютерная томография органов грудной полости, рентгенография пояснично-крестцового отдела позвоночника, ультразвуковое исследование органов брюшной полости и малого таза, ирригография). В результате проведенного обследования данных о пролонгации основного заболевания не получено. Для дальнейшего обследования и лечения направлен повторно в НИИ онкологии АМН Украины с предварительным диагнозом: рак корня языка, Т2N0M0, стадия II, клиническая группа ІІ, состояние после химиолучевой терапии, вторичная интоксикационная полиневропатия.
При поступлении в ноябре 2007 года консультирован неврологом. Предъявляет жалобы на выраженную слабость в руках и ногах, боли в шейном отделе позвоночника, периодически возникающие судороги в ногах, шаткость при ходьбе с тенденцией к падению, недержание мочи и кала. Общее состояние больного на момент осмотра оценено как тяжелое, сознание ясное, контактен, адекватен, ориентирован во времени и пространстве. В неврологическом статусе: со стороны черепно-мозговых нервов очевидной патологии не выявлено. Глубокие рефлексы с рук и ног повышены симметрично, определяются патологические стопные знаки сгибательной и разгибательной групп с обеих сторон. Гипестезия с уровня Th5 по проводниковому типу. Глубокая чувствительность не нарушена. Мышечная сила в руках и ногах снижена до 3–3,5 балла. Мышечный тонус симметрично повышен по пирамидному типу. Верхнюю и нижнюю пробы Барре выполняет с выраженной дисметрией, мимопопаданием с обеих сторон. В позе Ромберга — шаткость с тенденцией к падению. Менингеальный симптомокомплекс не убедителен. Функция тазовых органов нарушена по центральному типу (недержание мочи и кала).
МРТ шейного отдела позвоночника с внутривенным усилением: с уровня С2 по Th1 определяется тотальное снижение плотности вещества спинного мозга без компрессии спинномозгового канала (рис. 1), что с учетом анамнеза расценено как постлучевая миелопатия. Костнодеструктивных изменений не обнаружено.
После проведенного дообследования установлен диагноз: хроническая постлучевая миелопатия шейного отдела.
Больному назначена комплексная терапия с применением противоотечных, антихолинэстеразных препаратов, дезагрегантов. Со слабо положительной динамикой пациент выписан под наблюдение онколога и невропатолога по месту жительства.
Описанный случай свидетельствует о необходимости проведения дифференциальной диагностики при клинических признаках поражения спинного мозга у онкологических больных.