было на днях интересное наблюдение. Хочу поделиться. 23 года. Направительный диагноз: панкреатит.
В период первичной сегментации мезенхимы у эмбрионов человека имеется 29 пар ребер. В дальнейшем развиваются только 12 грудных пар, а остальные подвергаются обратному развитию. Шейные ребра как аномалия развития формируются вследствие нарушения процессов редукции их зачатков. Поскольку процессы обратного развития шейных ребер происходят постепенно, от краниального отдела к каудальному, они наблюдаются преимущественно на Cvi-Cvn.
Согласно G. Gruber, различают истинные и ложные шейные ребра. Истинное шейное ребро представлено головкой, шейкой, телом и соединяется с поперечным отростком реберно-позвоночным суставом. При ложных шейных ребрах отмечается сочленение тела ребра с поперечным отростком в виде синдесмоза или синостоза.
не вижу шейных ребер((, вижу неправильную укладку.
Виктор.
И панкреатита на ОГК к сожалению, не видно....
Dat.Dicat.Dedicat.
А что за тень в кардиодиафрагмальном углу справа?
На мой взгляд, слева "шейное ребро" наслаивается на тень первого ребра
Слева добавочное шейное ребро есть.
Попытался пометить. Стрелочками указаны: поперечный отросток 7-го шейного позвонка, головка шейного ребра, и третья стрелочка, думаю, это реберно-реберный синартроз (шейное ребро- Iребро).
Различают полные и неполные шейные ребра. Полные шейные ребра внешне напоминают настоящее ребро и при локализации на С V I I соединяются с I грудным ребром посредством тяжа, синдесмоза или синостоза.
Неполное шейное ребро свободно заканчивается в мягких тканях, и в редких случаях конец его соединяется с I грудным ребром посредством фиброзного тяжа. Шейные ребра необходимо отличать от гипертрофированных поперечных отростков шейных позвонков.
Шейные ребра встречаются в равной степени одинаково с одной или обеих сторон, значительно чаще у женщин, чем у мужчин, приблизительно 85:15.
С Уважением, Дмитрий.
Добавка
Интересная врождённая патология.
Пациент обратился с жалобами на боли в шейном отделе позвоночника. В процессе обследования выявлена аномалия развития.
Добавочные шейные рёбра. Случайная находка при проведении томографического исследования лёгких.
Выявлено случайно при проведении томографии.
Добавочные шейные ребра.
Синдром шейного ребра и реберно-ключичный синдром
Шейное (добавочное, сверхкомплектное) ребро представляет собой дополнительное небольшое фиброзное образование, выступающее от С7 обычно в обе стороны.
Шейные ребра наблюдаются сравнительно нередко - оно встречается у 0,5% здорового населения. Они бывают предпочтительно у женщин. Несмотря на их врожденный характер, они обращают на себя внимание, вызывая хорошо известные нервные и сосудистые симптомы лишь в период полового созревания или в возрасте 20-30-40 лет (в связи с переутомлением или травматизацией сосудов и нервов) и лишь относительно редко в детском возрасте. Клинически заболевание проявляется в среднем у 10% людей с наличием шейных ребер.
Чаще всего шейные ребра связаны с седьмым шейным, реже шестым шейным позвонком. Они исходят из переднего реберного бугорка перечного отростка позвонка. В 70-80% всех случаев добавочные шейные ребра развиваются с обеих сторон, но почти никогда не бывают симметричными. Их форма и размеры чрезвычайно разнообразны. Приходиться видеть то совсем короткий рудимент едва выступающий дальше поперечного отростка, то клиновидное заостренное плоское или более цилиндрическое ребро длиной 3-5 см, то, наконец, широкое хорошо сформированное ребро, идущее в виде полукольца параллельно первому ребру. Передний конец шейного ребра почти никогда не доходит до грудины и не сочленяется с ней. Обыкновенно передний конец связан синостозом или суставом с первым ребром, но чаще всего от переднего конца тянется вперед фиброзный тяж, прикрепляющийся к первому ребру по соседству с лисфранковым бугорком и, конечно, невидимый на рентгенограмме. Именно короткие рудиментарные, а не длинные хорошо развитые добавочные ребра больше всего беспокоят больного и требуют оперативного удаления. Часто шейные ребра связаны с позвоночным анкилозом.
С истинным шейным ребром не следует смешивать более часто встречающееся простое увеличение поперечного отростка С7 позвонка.
В соответствие с классификацией предложенной В.А. Грубером (1969), различают четыре степени шейных ребер:
I ст. - шейное ребро не простирается за пределы поперечного отростка первого грудного позвонка
II ст. - ребро выходит за этот предел, но не доходит до хрящевой части первого грудного ребра
III ст. - ребро доходит до грудины, соединяясь с ней при помощи связок
IV ст. - шейное ребро сформировано наподобие грудных ребер и непосредственно соединяется с грудиной
Характерен внешний облик больных: низко опущенные плечи часто являются как бы продолжением шеи. Это придает им «тюленеподобный» вид. Ребро нередко удается прощупать в надключичной ямке.
Клиническая картина обуславливается в каждом конкретном случае анатомическими особенностями добавочного ребра и главным образом его отношением к сосудисто-нервному пучку, который испытывает из-за добавочного ребра чрезмерное напряжение и сдавление. Обычно имеется видная на глаз или прощупываемая припухлость костной консистенции, нередко принимаемое за опухолевое разрастание. Расстройства нервной системы имеют вначале характер нарушения чувствительной сферы (боли, похолодание конечности, парестезии, иногда зуд), а при дальнейшем развитии - нарушений и двигательного порядка (ослабление мышечной силы, прогрессирующая атрофия мышц). Нарушения кровообращения сводятся преимущественно к сдавлению подключичной артерии либо самим добавочным ребром, либо передней лестничной мышцей. В результате ослабляется или даже полностью исчезает пульс на лучевой артерии и может возникнуть тромбоз вен. Иногда у детей развивается кривошея, и поэтому все случаи кривошеи необходимо проверять рентгенологически.
Костная патология часто сочетается с аномальным прикреплением лестничных мышц, атипичными отхождением и расположением позвоночной артерии, что является причиной ее сдавления, спазмирования и окклюзии. Следовательно, возникают предпосылки для возникновения синдрома позвоночной артерии, транзиторных ишемических атак, инсультов в вертебробазилярном бассейне, а также миелопатии и энцефалопатии.
Оперативное удаление шейного ребра относится, как известно, к разряду технических трудных вмешательств, и поэтому без серьезных на то клинических показаний - не следует оперировать. Показаниями к хирургическому пособию являются не сами по себе обнаруженные рентгенологически шейные ребра, а клинические расстройства, которые причиняют эти аномалии развития.
Наряду с синдромом шейного ребра следует рассмотреть синдром высокого первого ребра или реберно-ключичный синдром (син.: «синдром верхней апертуры грудной клетки», «синдром Фолконера-Уэддела») - сужение промежутка между ключицей и аномально высоким первым ребром с соответствующим сдавлением нервно-сосудистого пучка. За счет этого возникает расстройство венозного и артериального кровообращения.
Сужение реберно-ключичного промежутка возможно и при некоторых вариантах расположения шейного ребра и в результате гипертрофии подключичной и других мышц данной области. Сдавление нервно-сосудистого пучка могут вызывать переломы ключицы, первого ребра со смещением отломков, врожденные и приобретенные деформации ключицы. Способствующим фактором может быть оттягивание книзу ключицы при подъеме и переносе тяжестей. Опускание плечевого пояса и сужение реберно-ключичного промежутка часто наблюдаются у женщин после беременности и родов и у мужчин в возрасте 40-50 лет при увеличении массы тела.
В клинической картине ведущее место занимают диффузные боли и парестезии (особенно ночью) в руках. Боли начинаются от плеча и отдают в ладонь и пальцы. Сопровождающие же их парестезии остаются и при исчезновении боли. При глубоком вдохе, отведении плеча книзу и кзади возникает ощущение тяжести в области плечевого пояса и верхних конечностей. Исчезает или ослабевает пульс на лучевой артерии, появляются трофические нарушения кожи на больной стороне. Некоторые больные жалуются, что не могут работать вверх с поднятыми вверх руками (нередкая жалоба штукатуров), управлять автомашиной, поднимать тяжести, спать на боку или на спине.
Объективная симптоматика указанных заболеваний мало отличается от симптоматики других нейроваскулярных синдромов, и поэтому в диагностике большое значение приобретают вспомогательные методы исследования.
На рентгенограммах находят шейные ребра и гипертрофированные поперечные отростки, деформации ключицы, высокие первые ребра (в боковой проекции), определяется увеличение дуги ребра и угла ключицы по отношению к горизонтальной и фронтальной плоскостям. Имеет место сколиоз шейно-грудного отдела позвоночника, суживающий реберно-ключичное пространство на соответствующей стороне.
Патогномоничны и ключично-реберные пробы, ведущие к сужению одноименной щели: развертывание и опускание плеч, и отведение руки вызывает исчезновение или ослабление пульса на лучевой артерии, а под серединой ключицы появляется систолический шум. При отведении плеча назад и опускании его вниз исчезает пульс на лучевой артерии, возникает акроцианоз и ощущение онемения руки. При сужении реберно-ключичного пространства кончик указательного пальца, введенный в реберно-ключичный промежуток, вызывает исчезновение пульса. При изменении положения головы и рук у больных уменьшается пульс на лучевой артерии, снижается плечевое артериальное давление, определяется шум на подключичной артерии, усиливаются симптомы сдавления плечевого сплетения.
Но причина болей же была не в аномалии? Это случайная рентгенологическая находка. Аномалия развития у пациента с рождения, но боли ранее не беспокоили?