Полувековой юбилей полета Юрия Гагарина в космос впервые отмечают как международный праздник. «Генеральная Ассамблея провозглашает 12 апреля Международным днем полета человека в космос, который будет ежегодно отмечаться на международном уровне в ознаменование начала космической эры для человечества», — говорится в резолюции, принятой на специальном заседании, посвященном 50-летию первого полета человека в космос. Праздничные мероприятия, посвященные полету первого человека в космос, состоятся во многих городах мира.
12 апреля состоялась церемонии возложения цветов к могиле космонавта Юрия Гагарина у Кремлевской стены.
Торжественное открытие памятника первому космонавту планеты Юрию Гагарину состоялось в четверг в Лондоне. Об этом говорится в сообщении Роскосмоса. Делегация Роскосмоса во главе с руководителем агентства Владимиром Поповкиным приняла участие в церемонии, также как и дочь первого космонавта Земли, директор музеев московского Кремля Елена Гагарина и принц Майкл Кентский. — В Лондоне открывается памятник Гагарину «Мероприятие стало основным событием „Недели Юрия Гагарина в Лондоне“», посвященной полувековому юбилею начала эпохи пилотируемых…
Торжественное открытие памятника первому космонавту планеты Юрию Гагарину состоялось в четверг в Лондоне.
Полковник Осипов, майор Хитрин, капитан Галкин. Это они прибыли на место посадки Ю.Гагарина Майор Сергей Михайлович Хитрин и Юрий Алексеевич Гагарин. Именно Хитрин доставил на вертолете Ю. Гагарина с места посадки на авиабазу
2 часа после приземления
Ю.Гагарин в штабе 4 Управления НИИ ВВС.
Кабинет начальника 4 Управления НИИ ВВС генерал-лейтенанта Бровко И.К. Ожидание разговора с Кремлем.
Устанавливается связь с Кремлем
Юрий Гагарин по телефону докладывает Никите Сергеевичу Хрущеву о совершенном полете
Авиабаза Энгельс. Штаб (вч 62648). Гагарин уже доложил по телефону Н. Хрущеву о выполнении задания.
Генерал Бровко, полковник Кургузов, Гагарин, полковник Деревянкин и первый секретарь Саратовского обкома КПСС А.Шибаев
В кабинете начальника 4 Управления НИИ ВВС генерал-лейтенанта И.К Бровко
Юрий Гагарин и официантка В.Платонова.
Справа от Ю.Гагарина-полковник Смилевец Д.Г.-начальник Энгельского зенитно-ракетного училища. На заднем плане полковник Деревянкин (вч 62648). Слева от Ю.Гагарина майор Н.Насурлаев
Ю.Гагарин покидает авиабазу. Дальше его путь лежал в Куйбышев. Слева от Гагарина зам. главкома ВВС генерал-полковник авиации Ф. Агальцов. Справа спортивный комиссар И. Г.Борисенко, который зафиксировал пять космических рекордов Гагарина
У первого космонавта Юрия Гагарина было много автомобилей – и служебных, и личных. Была роскошная «Волга» ГАЗ-21, подаренная правительством после его космического полета, спортивная «Матра», также доставшаяся в подарок, и даже персональный «Роллс-Ройс», выпущенный в Англии с номерами в его честь…
Но все это было уже после первого полета. А к стартовой площадке в тот день – 12 апреля 1961 года Гагарина – доставил автобус. ЛАЗ-695Б «Львiв» бело-голубого цвета вез будущего космонавта в неизвестность: никто не знал, как сложится тот полет.
ЛАЗ-695Б «Львiв». Фотографии ОАО «ЛАЗ»
Работа над автобусом для первого космонавта началась за год до полета, в 1960-м. Ходовую часть ЛАЗа оставили нетронутой, зато кузов сделали коррозионностойким и улучшили его герметичность. Салон – полностью переоборудованый. В передней части стояли два больших кресла и столик между ними – для Юрия Гагарина и его дублера Германа Титова. Здесь же были места для врачей и других специалистов. Cкафандры космонавтов подключались к бортовой сети, чтобы обеспечить нормальную вентиляцию.
С этим автобусом связана одна легенда, которую, впрочем, никто из официальных лиц никогда не подтверждал, но и не опровергал. Говорят, что непосредственно перед первым в истории космическим полетом будущему космонавту захотелось в туалет. Среди самого совершенного на тот момент оборудования, окружавшего Юрия Гагарина, не нашлось самого обыкновенного туалета, и космонавту пришлось справить нужду на правое переднее колесо автобуса. Правда это, или вымысел - никто не знает, но с тех пор это стало традицией для всех российских мужчин-космонавтов.
[1/2]
Главный пассажир автобуса. Фото с сайта classicbus.ru
Впоследствии этот же автобус исправно возил космонавтов по Байконуру вплоть 23 апреля 1967 года. Последним его пассажиром-космонавтом стал Владимир Комаров, который позднее погиб при приземлении космического аппарата. Космонавты – народ бесстрашный, но суеверный – после аварии с Комаровым автобус заменили на другую модель – ЛАЗ 695Е.
[1/5]
Этот автобус «потеряли» почти на 17 лет! Лишь в 1984 году машина была обнаружена в Москве, на задворках какого-то НИИ.
До сих пор на стартовую площадку российских космонавтов отвозят автобусы «Львов» – с 2008 года этот пост заняла модель 4207, которая мало отличается от серийных образцов. Самым же «продвинутым» космодромным «ЛАЗом» был автобус с индексом 699П – он создавался с расчетом на экипажи космических станций.
Футуристический «ЛАЗ 699П». Фото с сайта denisovets.narod.ru
Космонавты находились на орбите несколько месяцев, и на успех миссии могла повлиять даже легкая простуда, полученная перед стартом. Поэтому автобус для экипажей сделали полностью герметичным, разделенным на три салона – для водителя, космонавтов и сопровождающих, а на входе поставили специальную камеру, очищающую скафандры от пыли.
Astrovan
Сложно сказать, на каком транспортном средстве первые американские космонавты приезжали к своим кораблям – точно известно лишь то, что с 1984 года для этих целей стали использовать модифицированный автодом Astrovan, производства компании Airstream. На его борту каждый экипаж преодолевает расстояние до стартовой платформы и обратно. И даже несмотря на это, ежегодно Astrovan накатывает не более 1600 километров.
ГАЗ – 69
Первый автомобиль, который Юрий Гагарин увидел после приземления в Саратовской области, был ГАЗ-69, обычный «козлик». На этой машине его отвезли в расположение военной части, которая находилась неподалеку. Такой же автомобиль был подарен Гагарину правительством СССР вместе с премией в 15 тысяч рублей сразу после знаменитого полета. Однако водительских прав у Гагарина на тот момент еще не было, поэтому возил его сержант из авиационной части.
ГАЗ-69. Фото с сайта meta.ua
Существует легенда и о другом связанном с первым космонавтом «газике». Когда в 1962 году Гагарин приезжал в Чернигов, программа визита подразумевала проезд на открытом автомобиле вокруг стадиона с горожанами. Однако выяснилось, что такого автомобиля в распоряжении местных властей нет, и начальник городского ГАИ Сергей Конюшковер получил правительственный приказ найти открытую машину «во что бы то ни стало». Говорят, машину гаишники… угнали, обнаружив нужный автомобиль неподалеку от стадиона, а после – вернули на место. Хозяйка «газика», согласно легенде, приехала как раз на встречу с космонавтом и пропажи не заметила.
ЗИЛ 111В
14 апреля 1961 года в аэропорту Внуково Юрия Гагарина лично встречал Никита Хрущев. Для того, чтобы все советские люди через сотни телекамер рассмотрели героя, вновь потребовался кабриолет – редчайший тип кузова для СССР тех времен. Поэтому Юрия Гагарина от аэропорта до Красной площади, где его встречали тысячи людей, вез шикарный ЗИЛ-111В голубого цвета.
Встреча Гагарина в Москве 14 апреля 1961 года. Фото с сайта oldmos.ru
Производство ЗИЛ-111В началось в 1960 году, а всего было выпущено двенадцать кабриолетов, три из которых были сделаны в парадном исполнении. От остальных они отличались светлым тентом и имели дополнительное оборудование в семиместном салоне. Автомобиль был оснащен автоматической коробкой передач, гидроусилителем руля, вакуумным усилителем тормозов, независимой подвеской и бескамерными шинами. Боковые стекла вместе с хромированными направляющими могли полностью убираться внутрь дверей. Мощный по тем временам двигатель (200 лошадиных сил) разгонял тяжелый – 2775 килограммов – автомобиль до 100 километров в час за 23 секунды, потребляя в среднем 29 литров бензина на «сотню».
Этот экземпляр можно сейчас увидеть в Музее техники Вадима Задорожного в Красногорском районе Московской области. Возможно, это тот самый ЗИЛ-111В, что встречал первого в мире космонавта. Фото с сайта ostashkov.ru
ГАЗ-21 «78-78 МОД»
18 апреля 1961 года Совет Министров СССР издал секретное распоряжение: подарить Юрию Гагарину автомобиль «Волга». В то время это был самый модный и престижный советский автомобиль, доступный простым смертным.
Гагаринская черная «Волга» с номерами «78-78 МОД» немного отличалась от серийных машин: максимум хромированных деталей и «кастомная» небесно-голубая отделка салона.
[1/4]
Фото с сайта md-minimotors.ru
Но у Юрия Гагарина на тот момент по-прежнему не было водительских прав, поэтому, чтобы сесть за руль нового автомобиля, Гагарин выучился в автошколе (причем, в общем потоке) и сам сдал на права. По словам экзаменатора Амелина, сделал это он блестяще, без запинки.
С этим автомобилем связана еще одна легенда, согласно которой Гагарин стал виновником аварии – врезался на «Волге» в «Победу» обычного пенсионера. Инспектор ГАИ, оформлявший ДТП, узнал Гагарина и отпустил космонавта по срочным делам. Потом, как говорят, Гагарин вернулся на место аварии и увидел, что гаишник выписывает пенсионеру протокол. Первый космонавт не согласился, признал свою вину и даже оплатил потерпевшему ремонт машины.
[1/4]
Фото пользователя autoshrek с сайта photo.qip.ru
Известно, что у Юрия Гарина была еще одна «Волга» – ГАЗ-24 с именными номерами «ЮАГ 1204» – «Юрий Алексеевич Гагарин, 12 апреля». Эта машина, по всей видимости, тоже была подарена космонавту правительством. О её судьбе ничего не известно.
Именной «Роллс-Ройс»
Фото пользователя e-board с сайта livejournal.com
Юрию Гагарину затем пришлось еще не раз облететь земной шар, но уже не на космическом корабле. Десятки стран ждали его в гости. 11 июля 1961 года Гагарин прибыл в Англию. За несколько дней до его приезда в газете «Дейли мирор» был опубликован маршрут, по которому будет ехать первый космонавт планеты. Десятки, а может и сотни тысяч англичан выстроились в двадцатикилометровую цепочку от аэропорта до Лондона.
В аэропорту Юрия Гагарина встретил роскошный Rolls-Royce Silver Cloud II. Автомобиль с открытым кузовом, оснащенный шестилитровым двигателем V8 и разгонявшийся до 180 километров в час, имел интересный номерной знак – YG 1. Одни говорят, что этот номер выбрали специально в честь космонавта (по-английски его имя пишется как Yuri Gagarin), другие утверждают, что номер (но не машина) на самом деле принадлежал популярной певице и телезвезде Яне Гард (Yana Guard), и его «позаимствовали» на несколько дней.
Тот самый номер. Фото пользователя e-board с сайта livejournal.com
«Роллс-Ройс», предоставленный Гагарину на время визита в Англию, на самом деле был изготовлен по заказу некоего Дж. Френкеля из США, и после отъезда Юрия Алексеевича был отправлен клиенту.
В ходе английской поездки Юрий Гагарин побывал и в Манчестере, но там космонавт передвигался уже на Bentley S2 песочного цвета. На этой машине раньше ездила Елизавета II, а также президент США Джон Ф. Кеннеди во время официального визита в Лондон.
«Бентли», как и «Роллс-Ройс», был кабриолетом – англичане конечно же хотели видеть Гагарина вживую. Во время проезда Гагарина шел проливной дождь, но британцев это не испугало – на улицы вышли тысячи людей. А Юрий Алексеевич, в свою очередь, отказался поднять откидной верх машины.
Bentley S2. Фото с сайта bentleyclassic.com
Французский спорткар
В 1965 году Гагарин побывал на французской ракетно-космической фирме «Matra», которая кроме основной деятельности занималась еще и производством велосипедов и автомобилей. Гагарину очень понравилась маленькая спортивная машина Matra-Bonnet Djet VS. Двухместный автомобиль с пластиковым кузовом был очень легким – около 600 килограммов – и с мотором 1.1 от Renault 8 Gordini мог разгоняться до внушительных 190 километров в час.
Фото Итар-ТАСС
Когда Гагарин после «мирового турне» вернулся в Москву, его пригласили во французское посольство и снова… подарили машину. Это была та самая Matra-Bonnet Djet VS, и вновь небесно-голубого цвета. Несмотря на то, что первый космонавт очень любил эту машину, ездил он на ней всего два раза. Наверное, не хотел привлекать к себе лишнего внимания.
После гибели Гагарина и до начала 90-х его «Матра» находилась в Звездном городке, после чего ее купил некий литовский коллекционер автомобилей. Говорят, у нового владельца эту машину уже пытались несколько раз угнать, но безуспешно.
Фото с сайта meta.ua
Последний автобус
27 марта 1968 года Юрий Гагарин, вернувшийся в авиацию, должен был ехать на аэродром для тренировочного полета на истребителе МИГ-15. Он мог выбрать любую из своих машин – «Волгу», «Матру» или служебный автомобиль. Но он сел в автобус для космонавтов ЛАЗ-695Б, точно такой же, который вез его утром 12 апреля 1961 года к космическому кораблю «Восток». В автобусе он обнаружил, что забыл пропуск, и попросил развернуть машину, чтобы съездить за ним. Коллеги уговаривали космонавта не делать этого – плохая примета. Но Гагарин настоял на своем и вернулся за пропуском. А затем сел в автобус, который доставил его к истребителю МИГ-15. Последний раз в жизни
Ю.А.Гагарин на охоте в смоленских лесах.
Дом Гагариных в селе Клушино.
Землянка, в которой в годы войны жила семья Гагариных.
Встреча с бывшими односельчанами. Клушино. 1961 г.
Гагарин ведет беседу о перспективах развития гжатского завода "Динамик" (август 1961 г.).
Гагарин на смоленском заводе "Кристалл", 1966 г.
Гагарин на смоленском заводе "Кристалл", 1966 г.
Пребывание Ю.А.Гагарина на Цейлоне. Фото Ю.В.Васечкина.
Пребывание Ю.А.Гагарина на Цейлоне. Фото Ю.В.Васечкина.
Пребывание Ю.А.Гагарина на Цейлоне. Фото Ю.В.Васечкина.
Пребывание Ю.А.Гагарина на Цейлоне. Фото Ю.В.Васечкина.
Пребывание Ю.А.Гагарина на Цейлоне. Фото Ю.В.Васечкина.
Пребывание Ю.А.Гагарина на Цейлоне. Фото Ю.В.Васечкина.
Пребывание Ю.А.Гагарина и С.П.Королева на космодроме Байконур. Фото предоставлено редакцией газеты "Комсомольская правда".
Пребывание Ю.А.Гагарина и С.П.Королева на космодроме Байконур. Фото предоставлено редакцией газеты "Комсомольская правда".
Пребывание Ю.А.Гагарина и С.П.Королева на космодроме Байконур. Фото предоставлено редакцией газеты "Комсомольская правда".
Пребывание Ю.А.Гагарина и С.П.Королева на космодроме Байконур. Фото предоставлено редакцией газеты "Комсомольская правда".
Пребывание Ю.А.Гагарина и С.П.Королева на космодроме Байконур. Фото предоставлено редакцией газеты "Комсомольская правда".
Пребывание Ю.А.Гагарина и С.П.Королева на космодроме Байконур. Фото предоставлено редакцией газеты "Комсомольская правда".
Пребывание Ю.А.Гагарина и С.П.Королева на космодроме Байконур. Фото предоставлено редакцией газеты "Комсомольская правда".
Пребывание Ю.А.Гагарина и С.П.Королева на космодроме Байконур. Фото предоставлено редакцией газеты "Комсомольская правда".
Пребывание Ю.А.Гагарина и С.П.Королева на космодроме Байконур. Фото предоставлено редакцией газеты "Комсомольская правда".
Пребывание Ю.А.Гагарина и С.П.Королева на космодроме Байконур. Фото предоставлено редакцией газеты "Комсомольская правда".
Пребывание Ю.А.Гагарина и С.П.Королева на космодроме Байконур. Фото предоставлено редакцией газеты "Комсомольская правда".
Пребывание Ю.А.Гагарина и С.П.Королева на космодроме Байконур. Фото предоставлено редакцией газеты "Комсомольская правда".
Пребывание Ю.А.Гагарина и С.П.Королева на космодроме Байконур. Фото предоставлено редакцией газеты "Комсомольская правда".
Пребывание Ю.А.Гагарина и С.П.Королева на космодроме Байконур. Фото предоставлено редакцией газеты "Комсомольская правда".
Пребывание Ю.А.Гагарина и С.П.Королева на космодроме Байконур. Фото предоставлено редакцией газеты "Комсомольская правда".
Пребывание Ю.А.Гагарина и С.П.Королева на космодроме Байконур. Фото предоставлено редакцией газеты "Комсомольская правда".
Пребывание Ю.А.Гагарина и С.П.Королева на космодроме Байконур. Фото предоставлено редакцией газеты "Комсомольская правда".
Пребывание Ю.А.Гагарина и С.П.Королева на космодроме Байконур. Фото предоставлено редакцией газеты "Комсомольская правда".
Пребывание Ю.А.Гагарина и С.П.Королева на космодроме Байконур. Фото предоставлено редакцией газеты "Комсомольская правда".
В Звездном городке. Фото Е.И. Рябчикова.
В Звездном городке. Фото Е.И. Рябчикова.
В. И. Гагарина на месте гибели мужа. Фото Е.И. Рябчикова.
Ю. А. Гагарин среди пионеров. Фото Е.И. Рябчикова.
Ю.А.Гагарина с В. П. Глушко в Петропавловске-Камчатском. Фото Е.И. Рябчикова.
Ю. А. Гагарин с отцом среди киногруппы фильма "Первый рейс к звездам". Фото Е.И. Рябчикова.
Первые советские космонавты. Фото Е.И. Рябчикова с автографами космонавтов.
Полувековой юбилей полета Юрия Гагарина в космос впервые отмечают как международный праздник. «Генеральная Ассамблея провозглашает 12 апреля Международным днем полета человека в космос, который будет ежегодно отмечаться на международном уровне в ознаменование начала космической эры для человечества», — говорится в резолюции, принятой на специальном заседании, посвященном 50-летию первого полета человека в космос. Праздничные мероприятия, посвященные полету первого человека в космос, состоятся во многих городах мира.
12 апреля состоялась церемонии возложения цветов к могиле космонавта Юрия Гагарина у Кремлевской стены.
Торжественное открытие памятника первому космонавту планеты Юрию Гагарину состоялось в четверг в Лондоне. Об этом говорится в сообщении Роскосмоса. Делегация Роскосмоса во главе с руководителем агентства Владимиром Поповкиным приняла участие в церемонии, также как и дочь первого космонавта Земли, директор музеев московского Кремля Елена Гагарина и принц Майкл Кентский. — В Лондоне открывается памятник Гагарину «Мероприятие стало основным событием „Недели Юрия Гагарина в Лондоне“», посвященной полувековому юбилею начала эпохи пилотируемых…
Торжественное открытие памятника первому космонавту планеты Юрию Гагарину состоялось в четверг в Лондоне.
Полковник Осипов, майор Хитрин, капитан Галкин. Это они прибыли на место посадки Ю.Гагарина
Майор Сергей Михайлович Хитрин и Юрий Алексеевич Гагарин. Именно Хитрин доставил на вертолете Ю. Гагарина с места посадки на авиабазу
2 часа после приземления
Ю.Гагарин в штабе 4 Управления НИИ ВВС.
Кабинет начальника 4 Управления НИИ ВВС генерал-лейтенанта Бровко И.К. Ожидание разговора с Кремлем.
Устанавливается связь с Кремлем
Юрий Гагарин по телефону докладывает Никите Сергеевичу Хрущеву о совершенном полете
Авиабаза Энгельс. Штаб (вч 62648). Гагарин уже доложил по телефону Н. Хрущеву о выполнении задания.
Генерал Бровко, полковник Кургузов, Гагарин, полковник Деревянкин и первый секретарь Саратовского обкома КПСС А.Шибаев
В кабинете начальника 4 Управления НИИ ВВС генерал-лейтенанта И.К Бровко
Юрий Гагарин и официантка В.Платонова.
Справа от Ю.Гагарина-полковник Смилевец Д.Г.-начальник Энгельского зенитно-ракетного училища. На заднем плане полковник Деревянкин (вч 62648). Слева от Ю.Гагарина майор Н.Насурлаев
Ю.Гагарин покидает авиабазу. Дальше его путь лежал в Куйбышев. Слева от Гагарина зам. главкома ВВС генерал-полковник авиации Ф. Агальцов. Справа спортивный комиссар И. Г.Борисенко, который зафиксировал пять космических рекордов Гагарина
Какой транспорт возил Юрия Гагарина
У первого космонавта Юрия Гагарина было много автомобилей – и служебных, и личных. Была роскошная «Волга» ГАЗ-21, подаренная правительством после его космического полета, спортивная «Матра», также доставшаяся в подарок, и даже персональный «Роллс-Ройс», выпущенный в Англии с номерами в его честь…
Но все это было уже после первого полета. А к стартовой площадке в тот день – 12 апреля 1961 года Гагарина – доставил автобус. ЛАЗ-695Б «Львiв» бело-голубого цвета вез будущего космонавта в неизвестность: никто не знал, как сложится тот полет.
ЛАЗ-695Б «Львiв». Фотографии ОАО «ЛАЗ»
Работа над автобусом для первого космонавта началась за год до полета, в 1960-м. Ходовую часть ЛАЗа оставили нетронутой, зато кузов сделали коррозионностойким и улучшили его герметичность. Салон – полностью переоборудованый. В передней части стояли два больших кресла и столик между ними – для Юрия Гагарина и его дублера Германа Титова. Здесь же были места для врачей и других специалистов. Cкафандры космонавтов подключались к бортовой сети, чтобы обеспечить нормальную вентиляцию.
С этим автобусом связана одна легенда, которую, впрочем, никто из официальных лиц никогда не подтверждал, но и не опровергал. Говорят, что непосредственно перед первым в истории космическим полетом будущему космонавту захотелось в туалет. Среди самого совершенного на тот момент оборудования, окружавшего Юрия Гагарина, не нашлось самого обыкновенного туалета, и космонавту пришлось справить нужду на правое переднее колесо автобуса. Правда это, или вымысел - никто не знает, но с тех пор это стало традицией для всех российских мужчин-космонавтов.
Впоследствии этот же автобус исправно возил космонавтов по Байконуру вплоть 23 апреля 1967 года. Последним его пассажиром-космонавтом стал Владимир Комаров, который позднее погиб при приземлении космического аппарата. Космонавты – народ бесстрашный, но суеверный – после аварии с Комаровым автобус заменили на другую модель – ЛАЗ 695Е.
До сих пор на стартовую площадку российских космонавтов отвозят автобусы «Львов» – с 2008 года этот пост заняла модель 4207, которая мало отличается от серийных образцов. Самым же «продвинутым» космодромным «ЛАЗом» был автобус с индексом 699П – он создавался с расчетом на экипажи космических станций.
Футуристический «ЛАЗ 699П». Фото с сайта denisovets.narod.ru
Космонавты находились на орбите несколько месяцев, и на успех миссии могла повлиять даже легкая простуда, полученная перед стартом. Поэтому автобус для экипажей сделали полностью герметичным, разделенным на три салона – для водителя, космонавтов и сопровождающих, а на входе поставили специальную камеру, очищающую скафандры от пыли.
Astrovan
Сложно сказать, на каком транспортном средстве первые американские космонавты приезжали к своим кораблям – точно известно лишь то, что с 1984 года для этих целей стали использовать модифицированный автодом Astrovan, производства компании Airstream. На его борту каждый экипаж преодолевает расстояние до стартовой платформы и обратно. И даже несмотря на это, ежегодно Astrovan накатывает не более 1600 километров.
ГАЗ – 69
Первый автомобиль, который Юрий Гагарин увидел после приземления в Саратовской области, был ГАЗ-69, обычный «козлик». На этой машине его отвезли в расположение военной части, которая находилась неподалеку. Такой же автомобиль был подарен Гагарину правительством СССР вместе с премией в 15 тысяч рублей сразу после знаменитого полета. Однако водительских прав у Гагарина на тот момент еще не было, поэтому возил его сержант из авиационной части.
ГАЗ-69. Фото с сайта meta.ua
Существует легенда и о другом связанном с первым космонавтом «газике». Когда в 1962 году Гагарин приезжал в Чернигов, программа визита подразумевала проезд на открытом автомобиле вокруг стадиона с горожанами. Однако выяснилось, что такого автомобиля в распоряжении местных властей нет, и начальник городского ГАИ Сергей Конюшковер получил правительственный приказ найти открытую машину «во что бы то ни стало». Говорят, машину гаишники… угнали, обнаружив нужный автомобиль неподалеку от стадиона, а после – вернули на место. Хозяйка «газика», согласно легенде, приехала как раз на встречу с космонавтом и пропажи не заметила.
ЗИЛ 111В
14 апреля 1961 года в аэропорту Внуково Юрия Гагарина лично встречал Никита Хрущев. Для того, чтобы все советские люди через сотни телекамер рассмотрели героя, вновь потребовался кабриолет – редчайший тип кузова для СССР тех времен. Поэтому Юрия Гагарина от аэропорта до Красной площади, где его встречали тысячи людей, вез шикарный ЗИЛ-111В голубого цвета.
Встреча Гагарина в Москве 14 апреля 1961 года. Фото с сайта oldmos.ru
Производство ЗИЛ-111В началось в 1960 году, а всего было выпущено двенадцать кабриолетов, три из которых были сделаны в парадном исполнении. От остальных они отличались светлым тентом и имели дополнительное оборудование в семиместном салоне. Автомобиль был оснащен автоматической коробкой передач, гидроусилителем руля, вакуумным усилителем тормозов, независимой подвеской и бескамерными шинами. Боковые стекла вместе с хромированными направляющими могли полностью убираться внутрь дверей. Мощный по тем временам двигатель (200 лошадиных сил) разгонял тяжелый – 2775 килограммов – автомобиль до 100 километров в час за 23 секунды, потребляя в среднем 29 литров бензина на «сотню».
Этот экземпляр можно сейчас увидеть в Музее техники Вадима Задорожного в Красногорском районе Московской области. Возможно, это тот самый ЗИЛ-111В, что встречал первого в мире космонавта. Фото с сайта ostashkov.ru
ГАЗ-21 «78-78 МОД»
18 апреля 1961 года Совет Министров СССР издал секретное распоряжение: подарить Юрию Гагарину автомобиль «Волга». В то время это был самый модный и престижный советский автомобиль, доступный простым смертным.
Гагаринская черная «Волга» с номерами «78-78 МОД» немного отличалась от серийных машин: максимум хромированных деталей и «кастомная» небесно-голубая отделка салона.
Но у Юрия Гагарина на тот момент по-прежнему не было водительских прав, поэтому, чтобы сесть за руль нового автомобиля, Гагарин выучился в автошколе (причем, в общем потоке) и сам сдал на права. По словам экзаменатора Амелина, сделал это он блестяще, без запинки.
С этим автомобилем связана еще одна легенда, согласно которой Гагарин стал виновником аварии – врезался на «Волге» в «Победу» обычного пенсионера. Инспектор ГАИ, оформлявший ДТП, узнал Гагарина и отпустил космонавта по срочным делам. Потом, как говорят, Гагарин вернулся на место аварии и увидел, что гаишник выписывает пенсионеру протокол. Первый космонавт не согласился, признал свою вину и даже оплатил потерпевшему ремонт машины.
Известно, что у Юрия Гарина была еще одна «Волга» – ГАЗ-24 с именными номерами «ЮАГ 1204» – «Юрий Алексеевич Гагарин, 12 апреля». Эта машина, по всей видимости, тоже была подарена космонавту правительством. О её судьбе ничего не известно.
Именной «Роллс-Ройс»
Фото пользователя e-board с сайта livejournal.com
Юрию Гагарину затем пришлось еще не раз облететь земной шар, но уже не на космическом корабле. Десятки стран ждали его в гости. 11 июля 1961 года Гагарин прибыл в Англию. За несколько дней до его приезда в газете «Дейли мирор» был опубликован маршрут, по которому будет ехать первый космонавт планеты. Десятки, а может и сотни тысяч англичан выстроились в двадцатикилометровую цепочку от аэропорта до Лондона.
В аэропорту Юрия Гагарина встретил роскошный Rolls-Royce Silver Cloud II. Автомобиль с открытым кузовом, оснащенный шестилитровым двигателем V8 и разгонявшийся до 180 километров в час, имел интересный номерной знак – YG 1. Одни говорят, что этот номер выбрали специально в честь космонавта (по-английски его имя пишется как Yuri Gagarin), другие утверждают, что номер (но не машина) на самом деле принадлежал популярной певице и телезвезде Яне Гард (Yana Guard), и его «позаимствовали» на несколько дней.
Тот самый номер. Фото пользователя e-board с сайта livejournal.com
«Роллс-Ройс», предоставленный Гагарину на время визита в Англию, на самом деле был изготовлен по заказу некоего Дж. Френкеля из США, и после отъезда Юрия Алексеевича был отправлен клиенту.
В ходе английской поездки Юрий Гагарин побывал и в Манчестере, но там космонавт передвигался уже на Bentley S2 песочного цвета. На этой машине раньше ездила Елизавета II, а также президент США Джон Ф. Кеннеди во время официального визита в Лондон.
«Бентли», как и «Роллс-Ройс», был кабриолетом – англичане конечно же хотели видеть Гагарина вживую. Во время проезда Гагарина шел проливной дождь, но британцев это не испугало – на улицы вышли тысячи людей. А Юрий Алексеевич, в свою очередь, отказался поднять откидной верх машины.
Bentley S2. Фото с сайта bentleyclassic.com
Французский спорткар
В 1965 году Гагарин побывал на французской ракетно-космической фирме «Matra», которая кроме основной деятельности занималась еще и производством велосипедов и автомобилей. Гагарину очень понравилась маленькая спортивная машина Matra-Bonnet Djet VS. Двухместный автомобиль с пластиковым кузовом был очень легким – около 600 килограммов – и с мотором 1.1 от Renault 8 Gordini мог разгоняться до внушительных 190 километров в час.
Фото Итар-ТАСС
Когда Гагарин после «мирового турне» вернулся в Москву, его пригласили во французское посольство и снова… подарили машину. Это была та самая Matra-Bonnet Djet VS, и вновь небесно-голубого цвета. Несмотря на то, что первый космонавт очень любил эту машину, ездил он на ней всего два раза. Наверное, не хотел привлекать к себе лишнего внимания.
После гибели Гагарина и до начала 90-х его «Матра» находилась в Звездном городке, после чего ее купил некий литовский коллекционер автомобилей. Говорят, у нового владельца эту машину уже пытались несколько раз угнать, но безуспешно.
Фото с сайта meta.ua
Последний автобус
27 марта 1968 года Юрий Гагарин, вернувшийся в авиацию, должен был ехать на аэродром для тренировочного полета на истребителе МИГ-15. Он мог выбрать любую из своих машин – «Волгу», «Матру» или служебный автомобиль. Но он сел в автобус для космонавтов ЛАЗ-695Б, точно такой же, который вез его утром 12 апреля 1961 года к космическому кораблю «Восток». В автобусе он обнаружил, что забыл пропуск, и попросил развернуть машину, чтобы съездить за ним. Коллеги уговаривали космонавта не делать этого – плохая примета. Но Гагарин настоял на своем и вернулся за пропуском. А затем сел в автобус, который доставил его к истребителю МИГ-15. Последний раз в жизни