Многолетнее изучение проблемы ошибок (с 2008 года), обсуждение ее отдельных аспектов с коллегами на врачебных сайтах позволили сформировать вариант «Теории врачебных ошибок», который издан в виде монографии издательством ГЭОТАР-медиа в сентябре 2020 года. Монография называется: «Врачебные ошибки: причины, анализ и предупреждение», автор Махамбетчин М.М.
Ниже тезисно приводится квинтэссенция монографии.
… Продуманная организация и выполнение элементарных правил оказания медицинской помощи с целью предотвращения врачебных ошибок на сегодня важнее, чем создание высококачественных препаратов и развитие передовых технологий (Президент Европейского форума 2008 г. по вопросам здравоохранения Г. Лайнер)
Реже ошибаются опытные, но опыт во многом формируется на анализе и обучении на ошибках
В основе формирования профессионального опыта врача лежат:
1.Регулярная целенаправленная деятельность в профессии
2.Заимствование и освоение лучших и эффективных навыков и умений по специальности
3. Контроль результатов своей работы с анализом причин и механизмов, приведших к нежелательным исходам.
Чем больше врач знает причин и механизмов нежелательных исходов, тем выше его профессиональный опыт
Ошибка врача только одна из многих причин негативного исхода, при этом любая причина устанавливается теми же путями, что и ошибка. Опасения уличения в ошибке часто нарушает путь установления других причин негативного исхода.
Чтобы ошибка стала профессиональным, а не оставалась просто негативным опытом, необходимы четыре шага:
1.констатация ошибки
2. признание ошибки
3. желание понять причину случившегося
4. анализ ошибки до причин и механизмов ее возникновения
Решающим – главным является четвертый шаг, но он невозможен без первых трех
Отождествление врачебной ошибки с виновным и наказуемым проступком делает объективное обсуждение неблагоприятных результатов, весьма трудным и подчас невозможным
Прежние квалифицированные кадры сменяются новыми, ограниченными в неотъемлемом условии обретения профессионального опыта - объективном анализе неблагоприятных результатов лечения…
Порочный круг
Не анализированные ошибки повторяются, грубеют, навыки анализа и предупреждения ошибок не развиваются. Общество вынуждено реагировать на это ужесточением мер наказания и порицания за ошибки с целью снижения их количества. Ужесточение мер способствует большему сопротивлению со стороны врачей к выявлению и констатации ошибок. Чем больше такого сопротивления, тем меньше анализируются ошибки, так замыкается порочный круг.
Результат
Чем строже юридически спрашивают с врачей за ошибки, тем сложнее работать врачу, тем менее защищены как врачи от предвзятого отношения к их ошибкам, так и больные от повышения риска столкнуться с не анализированными, повторяющимися ошибками врачей.
Проблема врачебных ошибок начинается с отсутствия систематизированных знаний по проблеме. Нет систематизированных знаний («Теории ошибок врачей») поэтому сложно изучать и понять проблему, а значит невозможно ее контролировать.
«Теория ошибок врачей» заслуживает статуса отдельного раздела науки, потому что она является обширной областью знаний на стыке четырех дисциплин: медицины, психологии, юриспруденции и философии. Одним из центральных предметов ее изучения является механизм мышления, который во многом остается загадкой для науки. Отсутствие теории ошибок врачей не позволяет врачам прийти к единой позиции в проблеме ошибок, аргументировано противостоять субъективному отношению журналистов и юристов к ошибкам в медицине.
Решение любой проблемы начинается с ее понимания. Понять проблему - значит добраться до ее противоречий
Главное противоречие проблемы ошибок врачей – это жизненная необходимость анализа ошибок и обучения на них (как в авиации считывания черного ящика и работа с полученной информацией) и невозможность — это делать. Невозможность в силу предвзятого отношения общества к ошибкам врачей. Сердцевиной «Теории ошибок врачей» является анализ причин этого противоречия.
Каркасом «Теория ошибок врачей» является позиция в отношении этой проблемы ряда выдающихся врачей - ученых России, СССР, Германии, Франции, США.
В СССР многие десятилетия существовало не афишируемое (скрытое) противоречие двух школ. Одна считала врачебные ошибки невиновным деянием, другая – виновным деянием. Обе школы на фоне системы социалистических ценностей сыграли большую роль в контроле проблемы ошибок. Однако сегодня в развивающемся гражданском обществе противоположная позиция двух школ больше создает неопределенность во врачебной среде, неопределенность, которой воспользовались журналисты и юристы в пользу доминирования позиции второй школы, определяя врачебную ошибку априори виновным деянием.
В «Теории ошибок врачей» много принципиальных моментов, но самые главные из них следующие:
Первое и второе дает возможность не отрицать фактическую ошибку, а отрицать ее виновность в юридическом поле.
Признание ошибки далеко не всегда является: признанием виновности в юридическом поле, признанием некомпетентности, профессиональной несостоятельности. Чаще всего это признание недостаточности опыта по данному конкретному случаю.
Недостаточность опыта и знаний по тому или иному варианту течения патологии не является чем- то постыдным или виновным, опыта может не хватить и высококвалифицированному врачу со стажем, если он впервые в жизни столкнулся с определенными особенностями течения той или иной патологии. Поэтому врач учиться всю жизнь.
Отсутствие признания и анализа ошибок ведет к тому, что опыт недостаточно развивается с ростом стажа и все больше происходит ошибок из-за недопустимых для данного стажа работы незнаний. За такие ошибки уже стыдно, за них могут наказать, их сложнее признать и порочный круг (ошибка, ее сокрытие, ее повторение) замыкается.
ВОЗ ставит цель - снижение количества ошибок до 9%. Это трудно достижимый уровень, путь к нему лежит ч/з анализ ошибок, страхование от ошибок и качественные, клинические протокола, облегчающие работу врача. Анализу ошибок в первую очередь будет способствовать страхование от профессиональных рисков, а также изучение и понимание «Теории ошибок врачей», способствующей изменению отношения к ошибкам, прежде всего самих врачей.
Вариант «Теории ошибок врачей», изложенный в данной монографии, в отдельных аспектах будет воспринят врачами по-разному. Хотелось бы конструктивного обсуждения. Без изучения проблемы ошибок и обсуждения ее во врачебной среде невозможно прийти к единой позиции среди врачей. Единой позиции, которая необходима для нашей же защиты от несправедливого отношения к ошибкам врачей общества, несведущего в этой проблеме.