День памяти Владимира Высоцкого.
Сегодня день памяти актера, поэта и певца Владимира Высоцкого. Его творческая жизнь - это более 600 песен и стихов, 20 ролей в театре и около 30 ролей сыгранных в кино. Популярность Владимира Высоцкого по-прежнему высока, а фильмы с его участием всегда находят место в телевизионной сетке телеканалов. Самые популярные картины с Высоцким – это «Стряпуха», «Короткие встречи», «Служили два товарища», «Вертикаль» и нестареющий фильм братьев Вайнеров - «Место встречи изменить нельзя».
"Он родился в 1938 - но был человеком 21 века" - говорят его друзья и коллеги - те, кто жил и творил с ним в одно время. В этот день в память о певце и поэте они собираются и читают стихи, делятся рассказами, впечатлениями, которые остались навсегда. Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале шестидесятых. Его творчество сразу полюбилось обычному человеку. Полноводная река народной любви к Высоцкому не иссякает и сегодня. Песни музыканта звучат даже в космосе – российский космонавт, член экипажа МКС Юрий Маланченко взял на орбиту несколько дисков с записями своего давнего кумира. Среди них – "Золотой диск" с песнями, которые не вышли при жизни автора.
Владимир Высоцкий родился в Москве, "Дом на Первой Мещанской, в конце" - согласно его же свидетельству из песни "Баллада о детстве". После пребывания в эвакуации на Урале, а затем вместе с отцом в послевоенной Германии, Высоцкий поселяется в Большом Каретном переулке ("Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном..."), где и сложился дружеский круг, которому Владимир Семенович показывал свои первые песни.
Высоцкий не сразу определил, что хочет быть актером. После окончания школы он поступает в московский инженерно-строительный институт, но проучившись в нем полгода, бросает его. Это решение он принял в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Они с Игорем Кохановским, школьным другом Высоцкого, решили встретить Новый год весьма своеобразно: за рисованием чертежей, без которых их просто не допустили бы к экзаменационной сессии. После боя курантов, выпив по бокалу шампанского, они принялись за дело. Где-то к двум часам ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал, взял со стола баночку с тушью, и стал поливать ее остатками свой чертеж. "Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это - не мое...", - сказал тогда Владимир Семенович.
Среди многочисленных бардов Владимир Высоцкий до сих пор остается немеркнущей звездой. Интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Владимир Семенович считал своим учителем. Позже он напишет "Песню о Правде и Лжи", посвященную Окуджаве.
Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 60-х годов. Это были песни в стиле "дворовой романтики" и не воспринимались всерьез ни Высоцким, ни теми, кто был их первыми слушателями. Спустя несколько лет, в 1965-м, он напишет знаменитую "Подводную лодку", о которой Игорь Кохановский впоследствии скажет: "Подводная лодка - это было уже всерьез.И я думаю, что именно эта песня заявила о том, что пора его творческой юности кончилась."
Примерно в это время Владимир Высоцкий приходит в Театр на Таганке, который по выражению самого Высоцкого, стал для него "своим театром". "Ко мне в театр пришел наниматься молодой человек. Когда я спросил его, что он хочет прочитать, он ответил: "Я несколько своих песен написал, послушаете?" Я согласился послушать одну песню, то есть, фактически, наша встреча должна была продлиться не более пяти минут. Но я слушал, не отрываясь, полтора часа", - вспоминает Юрий Любимов. Так начался творческий путь Высоцкого в Театре на Таганке. Гамлет, Галилей, Пугачев, Свидригайлов - целая палитра образов, созданных вместе с Юрием Любимовым. Любимов поставит и последний спектакль с Высоцким - прощание Владимира Семеновича со зрителями...
Однако в театре не всегда все шло гладко. Почти отеческое отношение Юрия Любимова к Высоцкому и всегда прощавшиеся ему проступки, вызывали зависть коллег-актеров, за исключением нескольких друзей Высоцкого - Золотухина, Демидовой, Филатова.
Параллельно с работой в театре были киноработы. Самая известная и самая любимая роль - Жеглов в телесериале "Место встречи изменить нельзя". Тем не менее, этой роли могло и не быть... Майским вечером 78-го года, на даче в Одессе Высоцкий, Влади и Говорухин собрались, чтобы обсудить сценарий будущего фильма. И вдруг Марина Влади со слезами на глазах берет Говорухина за руку и уводит из комнаты. "Отпусти Володю, снимай другого артиста!". Ей вторил Высоцкий: "Пойми, мне так мало осталось! Я не могу год жизни тратить на эту роль." "Как много потеряли бы зрители, если бы я сдался в тот вечер", - вспоминает Говорухин.
И действительно, персонаж получился очень реалистичным. Многие телезрители были убеждены, что Глеб Жеглов - не выдуманный персонаж. После показа фильма еще долго шли письма по адресу: "МВД, капитану Жеглову".
А потом пришла Любовь. Марина Влади вошла в его жизнь в 1967 году. Высоцкий влюбился в нее после просмотра кинофильма "Колдунья". Он смотрел фильм по нескольку раз в день, мечтал о встрече многие годы. И вот, наконец, она состоялась. Первое знакомство произошло в ресторане ВТО - Высоцкий пришел туда после спектакля. "Краешком глаза я замечаю, что к нам направляется невысокий, плохо одетый молодой человек. Я мельком смотрю на него, и только светло-серые глаза на миг привлекают мое внимание. Но возгласы в зале заставляют меня прервать рассказ, и я поворачиваюсь к нему. Он подходит, молча берет мою руку и долго не выпускает, потом целует ее, садится напротив и уже больше не сводит с меня глаз. Его молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга, как будто всегда были знакомы. Я знаю, что это - ты", - так описывает свое первое знакомство с Высоцким Марина Влади. Через несколько лет они поженились. Марина Влади была с ним рядом двенадцать лет. "Я жив, двенадцать лет тобой храним..." - успеет написать он на обратной стороне телеграфного бланка. И все эти годы Марина Влади пыталась замедлить бешеный ритм жизни Высоцкого.
"Работать надо!" - была его любимая поговорка. Если бы он мог, он работал бы круглые сутки. Сон - 3-4 часа, остальное - работа. Песни свои он писал в основном ночью. Приходил домой после спектакля, и садился за работу. Марина ставила перед ним чашку с обжигающим чаем, и тихо садилась в углу. Иногда она засыпала, и тогда, уже под утро, Высоцкий будил ее, чтобы прочесть строки, написанные за ночь.
Песни Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский... Надо было прожить несколько жизней, чтобы прочувствовать все персонажи, обрисованные в песнях. Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем писал в песнях. Люди, слушавшие его песни "с криминальным уклоном", были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шоферы-дальнорейсовики - все считали его своим. В каждой песне была правда жизни.
Сам Высоцкий так говорил об авторской песне: "Я хочу сказать и заверить, что авторская песня требует очень большой работы. Эта песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью."
...25 июля 1980 года. Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было - в это время проходила московская Олимпиада. Только над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: "Умер актер Владимир Высоцкий." Ни один человек не сдал обратно билет - каждый хранит его у себя как реликвию...
"Кому сказать спасибо, что - живой!" - написал Высоцкий в своем известном стихотворении. Высоцкий жив и сегодня, благодаря людской памяти, питавшейся и питающейся по сей день его стихотворениями, драматургическими произведениями, киноролями, песнями...
Владимир Высоцкий. Имя, излучающее глобальность, эпохальность, неукротимую силу... С одной стороны, потому что этот человек сам был явлением и «памятник себе воздвиг нерукотворный». С другой, потому что мы с вами, волей-неволей, — тоже соавторы этого громадного памятника. Мы анализируем и рассуждаем, спорим и соглашаемся, восторгаемся и пожимаем плечами, идеализируем и выискиваем недостатки — мы продолжаем ваять его образ до сих пор... Но нас всех — каждого, надо признать, очень занимает личность и творчество Владимира Семеновича Высоцкого. Да, у каждого свой Высоцкий — к счастью, хватает на всех, ибо его поэзия, песня, актерское мастерство безумно гениальны в своей разноплановости и разноплановы в своей гениальности. Он не был мучим модным бестемьем, скорее, наоборот, мучился от переизбытка тем, образов, сюжетов. Высоцким написано около тысячи песен. Конечно, не все они равнозначны, но как завиден путь постоянного напряженного поиска, регулярно вознаграждаемого если не гран при, то поощрительными призами. Мы находим только то, что ищем: ничего больше, и ничего меньше. Что искал Владимир Высоцкий? Почему он писал так безудержно, так много, так яростно, так упоительно?
Личина трагичности, в которую упорно пытаются обрядить Владимира Высоцкого, вызывает сомнения. Из письма В. Высоцкого Секретарю ЦК КПСС, министру культуры СССР Демичеву: «...Песни мои, в конечном счете, жизнеутверждающи, и мне претит роль «мученика», эдакого «гонимого поэта», которую мне навязывают.» Сама того не желая, власть играла важную роль в популяризации поэта, возводя его творчество в ранг запретного плода со всеми свойственными ему признаками, в том числе и сладостью... А магнитофонная пленка, к счастью, была в свободной продаже в неограниченном количестве...
Как сказал И. Кохановский, главное в Высоцком — Актер, Актер по свое природе и до мозга костей! Игра была его стихией, его истинной натурой. Именно с игры, «оригинальности ради, забавы для» началось его песенное творчество. Пристрастие к поэзии у юного, школьного еще, Володи Высоцкого было, во-первых, пристрастием к ярким, сочным строчкам, как «Русь, ты вся — поцелуй на морозе» (В. Хлебников), «так что сыплется золото с кружев, с розоватых брабантских манжет» (Н. Гумилев), «в шампанское лилию, шампанского в лилию» (И. Северянин). Под впечатлением простоты и раскованности поэзии Саши Черного молодым совсем Высоцким было написано что-то вроде «Я сжимаю тебя, обожая, жар желанья зажегся в груди»... Молодежь того времени, вообще, много и с толком читала. Под очарованием одесских рассказов И. Бабеля Володя с приятелями стали говорить на жаргоне Бени Крика и Фроима Грача, к месту и не к месту вставляя «потому что у Вас на носу пенсне, а в душе осень», «пусть Вас не волнует этих глупостей» и другие присказки. А бабелевская строчка «чую с гибельным восторгом» много позже целиком легла в шедевр Владимира Высоцкого «Кони привередливые». Эти, казалось бы, мимолетные и сентиментальные моменты из биографии на самом деле крайне важны для понимания первопричины творчества поэта, его содержания и развития. Ведь в репертуаре Владимира Высоцкого много блатных песен, написанных, преимущественно, в раннем периоде его песенной стези. И это, прежде всего, лишь зеркальное отображение Высоцким той дворовой жиганской романтики, в которой варилось его поколение.
Именно эти песни и составляли тогда репертуар любого уважающего себя парня с гитарой. По словам друзей, Володя Высоцкий часто дурачился, пел разные смешные песни типа «Придешь домой, махнешь рукой, Выйдешь замуж за Васю-диспетчера, Мне ж бить китов у кромки льдов, рыбьим жиром детей обеспечивать». Аккомпанировать себе он мог не только на гитаре, но и на пианино — и здесь стиль его игры был своеобразен, «садился он за клавикорды и брал на них одни аккорды». Помните эпизод из картины «Место встречи изменить нельзя», где Жеглов садится за пианино: «Где Вы теперь, кто Вам целует пальцы...» Высоцкий обожал Вертинского, и исполнял он его как-то по-особому, «по-высоцки». Он имитировал Армстронга, даже не зная английского языка: хрипотцу, интонации. Армстронгом и джазом вообще тогда болела вся молодежь. Слушали и пели то, что нравилось: Армстронга ли, Вертинского, блатная романтика и изысканно-аристократическая музыка, прекрасно соседствующие, дополняли друг друга в темах, звучании, манере исполнения. Молодежь просто пела, просто веселилась, и, как сказал И. Кохановский, не придавала никакого значения «уркам и шалманам, стремам и прочим словечкам, от которых требовалось, чтобы они были посмешней да позаковыристей».
Осенью 61-го Высоцкий уже пел друзьям песни собственного сочинения. Самой первой была «Татуировка». Володя написал тогда сразу несколько песен: «Татуировку», «Что же ты, зараза, бровь себе подбрила», «Их было восемь», «Синие, зеленые, желтые, лиловые», «Город уши заткнул и уснуть захотел». Хотя, как говорят его друзья, такого творческого подъема ничто не предвещало...
Почему же творческая энергия Высоцкого вылилась изначально в блатную песню, а не в типично-кээспэшную, не в лирическую? Конечно, музыкальные пристрастия сыграли первостепенную роль. А почему они были именно такими? Да потому что роль бесформенного бесхарактерного плазмодия («Не могу я тебе в День рождения дорогие подарки дарить, Но зато в эти ночи весенние я могу о любви говорить...») претила. А в блатных песнях Высоцкого есть хохма, вальяжность, бравада: «Я в деле и со мною нож, и в этот миг меня не трожь, а после я всегда иду в кабак». И не следует забывать, что Владимир Высоцкий был удивительно веселым и остроумным человеком, актером, а блатная романтика — широкая сцена для ярких сюжетов и ролей.
Потом некоторые по буковкам разбирали раннее творчество Высоцкого, морщили нос от его песен блатной тематики. А Высоцкий просто пел о жизни и для жизни, освещая своим вниманием все уголки и закоулочки, все темы и темочки, не избегая ни проблем пьяного двора:
ни двора королевского:
Одинаково уверенно шагая по разбитым тротуаром и по бархатным ковровым дорожкам — он любил все свои темы и буквально купался в каждой них. Он не хотел «проканать за своего «— он был своим!
Вскоре Высоцкому становится тесно в рамках блатной тематики. Он вырастает из нее. С поверхностного острословия и декора он погружается в пучины человеческого сознания и души, он ставит вопросы — и ищет ответы, иногда ищет долго, ошибается, рассуждает вновь. Но он всегда честен — он не умеет быть лживым. Вероятно, это один из залогов его «плодовитости»: свою точку зрения, свою боль, свои мысли можно высказывать бесконечно.
Даже война у него была своя. Заглавной песней в военной тематике Высоцкого принято считать «Он не вернулся из боя». Но, вспоминая другие его песни о Великой Отечественной войне, с большим трудом можно поставить какие-то из них на уровень ниже. Пусть это останется критикам... Его военные песни не были игрой в войнушку или формальной данью Победе. Это было глубоко пережитое, понятое, выстраданное
Война не была для него символична — он как будто проживал ее внутри себя, всю до мелочей — шел со штрафными батальонами, стоял у братских могил, поднимал атаки, выживал в блокаду... Потому что судьба каждого человека — не просто его персональная судьба, но и часть судьбы всего народа.
Если прятаться под маску, даже строго просчитывая свою игру на несколько шагов вперед, рано или поздно упрешься в тупик: внешний или внутренний. Высоцкий кристалльно правдив. И где-то он переступает черту, за которой правда перестает быть безобидной и веселой для всех.
Он пишет о войне, о спорте, о горах, рассуждает о философских и социальных проблемах — всегда на острие! Он не может допустить, что поэт — это тот, кто инфантильно рифмует строки про цветочки-звездочки. Поэт, в его понимании, — это Мессия, пророк, колокол. Как и наоборот:
Он постоянно задумывался о своем предназначении, о своей жизни и смерти. Успею, не успею? В стихах он описал не только собственную смерть, но и похороны. Ему представлялось (не безосновательно), что смерть будет насильственной... Где-то так оно и вышло, плоть не выдержала напора внутренней энергии, пала обессилевшая, спевшая и записавшая все, что было в ее физических силах. И даже больше. Жить постоянно на пике нервного и эмоционального напряжения — это очень непросто. Стоит ли «ставить на вид» или выносить на обсуждение запои Высоцкого, когда мы не можем представить себе и десятой доли того внутреннего сосредоточения, накала, надрыва, в котором постоянно пребывал этот человек. Кто из нас, страдающих или не страдающих алкоголизмом, может с уверенностью сказать:
Он был актером до кончиков ногтей — примерял на себя самые разные судьбы и характеры, импровизируя, увлекаясь, гиперболизируя. Он смеялся и подрунивал, разоблачал и одобрял, кричал и обличал. С шепота душа срывалась в грохочущий крик. От сердца. Из сердца. Чтобы исполнять песни Владимира Высоцкого, не достаточно блажить на тех же децибеллах (а, может, и необязательно), нужно так же по всей коже прорасти сюжетом, идеей и характером каждой его песни-пьесы. Его вымысел всегда наполнен смыслом, он не пассивный наблюдатель, он всегда дает свою оценку происходящему — однозначную оценку.
И в жизни у Высоцкого было также — все недвусмысленно и однозначно: за флажки — значит, за флажки: «А мне плевать, мне очень хочется!»
Когда Высоцкий пел свои песни, для него главным было то, чтобы ему дали высказаться, чтобы его выслушали. Казалось, если бы он не пел, он бы просто сошел с ума от внутренней взрывной эмоциональной энергии — он не мог найти равновесия из-за огромной внутренней непрекращающейся работы.
Он чувствовал, что надо удивлять, но одновременно и понимал, что этого ему не простят. Как сказал Юрий Визбор, «он сам за себя расплачивался и сам свое получал».
Если говорить о поэзии Высоцкого с точки зрения эстетики, то... она блестяща. Как он играл рифмой, как он добивался такого раскованного и одновременного очень точного непринужденного владения разговорными интонациями в стихах!
Мысль, изысканная, меткая, остроумнейшая укладывалась в виртуозные строчки, которые только подчеркивали остроту и точность самой мысли.
Как удивительно тонко Высоцкий передавал малейшие оттенки эмоций:
Он был личностью. Яркой и неповторимой. Он создал жанр личности — жанр Владимира Высоцкого. И факт этот в доказательствах уже не нуждается...
25 июля 1980-го года, ровно тридцать два года назад, ушел из жизни Владимир Высоцкий, советский поэт, актер, музыкант.
РР-онлайн публикует подборку архивных фотографий, большая часть которых сделана известным советским фотокорреспондентом Анатолием Гараниным, который много лет подряд фотографировал Высоцкого и Театр на Таганке, на сцене которого актер сыграл Галилея, Маяковского, Лопахина, Гамлета.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
25 июля на Ваганьковском кладбище собирается огромное количество поклонников творчества Владимира Высоцкого, которые проводят акции памяти у могилы выдающегося поэта, барда, великого актёра.
Владимир Семенович ушел из жизни 25 июля 1980 года.
2. Ваганьковское кладбище.
3. Сувениры.
4. У могилы Высоцкого.
5.
6. Сегодня не найдется такого человека, который не слышал бы его песен.
7. Звучат знакомы песни.
8. Высоцкий умер во сне, ему было 42 года.
25 июля 1980 года не стало Владимира Высоцкого. Актёр, поэт, бард – всенародно известный и любимый. 14 июля он дал последний концерт, 18-го последний раз вышел на сцену – сыграть Гамлета. 25 июля Владимир Высоцкий умер во сне.
Проститься с Высоцким у Театра на Таганке собралась многотысячная толпа. Во время его похорон главное событие страны – Олимпиада – как будто остановилось. О соревнованиях в тот день не говорил никто. Людское море растянулось до Кремля. А люди всё шли и шли. Несли цветы и плакали.
Сегодня мы вспоминаем по-настоящему народного артиста, цитируя его лучшее стихотворение о жизни и смерти – «День без единой смерти».
1.
Секунд, минут, часов – нули.
Сердца с часами сверьте!
Объявлен праздник всей Земли:
“День без единой смерти”.
Вход в рай забили впопыхах,
Ворота ада – на засове,
Без оговорок и условий
Все согласовано в верхах.
2.
Старухе Смерти взятку дали
И погрузили в забытье -
И напоили вдрызг ее
И даже косу отобрали.
Никто от родов не умрет,
От старости, болезней, от
Успеха, страха, срама, оскорблений.
Ну а за кем недоглядят,
Тех беспощадно оживят -
Спокойно, без особых угрызений.
3.
И если где резня теперь -
Ножи держать тупыми!
И если бой, то – без потерь,
Расстрел – так холостыми.
Указ гласит без всяких “но”:
Свинцу отвешивать поклоны,
Чтоб лучше жили миллионы, -
На этот день запрещено.
4.
И вы, убийцы, пыл умерьте, -
Забудьте мстить и ревновать!
Бить можно, но – не убивать,
Душить, но только не до смерти.
Конкретно, просто, делово:
Во имя черта самого
Никто нигде не обнажит кинжалов.
И злой палач на эшафот
Ни капли крови не прольет
За торжество добра и идеалов.
5.
Оставьте, висельники, тли,
Дурацкие затеи!
Вы, вынутые из петли,
Не станете святее.
Вы нам противны и смешны,
Слюнтяи, трусы, самоеды, -
У нас несчастия и беды
На этот день отменены!
6.
Не смейте вспарывать запястья,
И яд глотать, и в рот стрелять,
На подоконники вставать,
Нам яркий свет из окон застя!
Мы будем вас снимать с петли
И напоказ валять в пыли,
Еще дышащих, тепленьких, в исподнем…
Жить, хоть несильно, – вот приказ!
Куда вы денетесь от нас:
Приема нынче нет в раю Господнем.
7.
И запылают сто костров -
Не жечь, а греть нам спины,
И будет много катастроф,
А смерти – не единой!
И, отвалившись от стола,
Никто не лопнет от обжорства,
И падать будут из притворства
От выстрелов из-за угла.
8.
И заползут в сырую келью
И вечный мрак, и страшный рак,
Уступит место боль и страх
Невероятному веселью!
Ничто не в силах помешать
Нам жить, смеяться и дышать, -
Мы ждем событья в радостной истоме.
Для темных личностей в Столбах
Полно смирительных рубах:
Особый праздник в Сумасшедшем доме…
9.
И пробил час, и день возник,
Как взрыв, как ослепленье!
То тут, то там взвивался крик:
“Остановись, мгновенье!”
И лился с неба нежный свет,
И хоры ангельские пели,
И люди быстро обнаглели:
Твори, что хочешь, – смерти нет!
10.
Иной до смерти выпивал -
Но жил, подлец, не умирал.
Другой в пролеты прыгал всяко-разно,
А третьего душил сосед,
А тот – его… Ну, словом, все
Добро и зло творили безнаказно.
11.
Тихоня, паинька, не знал
Ни драки, ни раздоров:
Теперь он голос поднимал,
Как колья от заборов, -
Он торопливо вынимал
Из мокрых мостовых булыжник,
А прежде он был тихий книжник
И зло с насильем презирал.
12.
Кругом никто не умирал,
А тот, кто раньше понимал
Смерть как награду или избавленье -
Тот бить стремился наповал,
А сам при этом напевал,
Что, дескать, помнит чудное мгновенье.
13.
Ученый мир – так весь воспрял,
И врач, науки ради,
На людях яды проверял,
И без противоядий.
Вон там устроила погром,
Должно быть, хунта или клика,
Но все от мала до велика,
Живут, – все кончилось путем.
14.
Самоубийц, числом до ста,
Сгоняли танками с моста,
Повесившихся – скопом оживляли.
Фортуну – вон из колеса! -
Да! День без смерти удался -
Застрельщики, ликуя, пировали.
15.
Но вдруг глашатай весть разнес
Уже к концу банкета,
Что торжество не удалось,
Что кто-то умер где-то
В тишайшем уголке Земли,
Где спят и страсти, и стихии, -
Реаниматоры лихие
Туда добраться не смогли.
16.
Кто смог дерзнуть, кто смел посметь,
И как уговорил он Смерть?!
Ей дали взятку – Смерть не на работе!..
Не доглядели, хоть реви, -
Он просто умер от любви.
На взлете умер он, на верхней ноте