"Фото - история". Приложение к - http://www.radiomed.ru/forum/proshlo-20-let-chto-bylo-togda.

Катенёв Валентин Львович аватар
Не на сайте
Был на сайте: 5 лет 12 месяцев назад
Зарегистрирован: 22.03.2008 - 22:15
Публикации: 54876

"Фото - история". Приложение к - http://www.radiomed.ru/forum/proshlo-20-let-chto-bylo-togda

"ЧЕРНЫЙ ЯНВАРЬ"

Гасанов Мирнаиб Гасаноглу родился в городе Гянджа в 1962 году. С 20 лет работает профессиональным фотографом. Соавтор нескольких книг, участник множества конкурсов, в том числе, "World Press Photo". Победитель и лауреат конкурсов, организованных ООН, "Price Waterhouse Cooper" и многих других. Участник многих выставок, с 2001 года состоялось 8 персональных фотовыставок Мирнаиба Гасаноглу в Улан-Баторе, Баку, Салониках, Нахичевани, Страсбурге, Дие, Берлине и Вене.

Думаю, тогда мы просто не могли знать, что развитие событий в Баку в январе 1990 года будет иметь такое завершение. Пропагандируемое на протяжении многих лет доверие к советскому государству укоренило в нас веру в то, что мы – советский народ, и к нам не станут применять столь жестокую силу. Видимо, и в верхах были уверены, что советский народ подчинится приказу и отступит. Но непредупрежденных 19 января людей начали информировать только после злосчастной ночи, 20 января; появились листовки, над городом начали летать вертолеты. Но было уже поздно. Люди уже пережили ночной ужас, и, несмотря на все запреты, наутро они потоком вылились на улицы города. В центре города разъезжали танки, кругом стреляли, разогнанная толпа, собравшаяся сначала перед бывшей станцией метро «Баксовет», продолжала собираться у Центрального комитета.

Видимо, мне, носившему до того времени в кармане партийный билет, не удалось подойти к происходившему с гражданской позиции, посмотреть на события через журналистскую призму. Охваченный порожденным событиями массовым психозом, я всего лишь попытался запечатлеть увиденное. Невозможно было получить где-либо информацию, я слышал только ужасающие слухи, распространяемые людьми. Всюду были растерянные лица, черные облачения, красные гвоздики. После 20 января гвоздики, можно сказать, поменяли свой статус. Красный цвет напоминал кровь погибших людей, смерти которых многие не видели, а могли только представить. Все кругом было усеяно красными гвоздиками, и всюду воцарилась атмосфера непримиримости.

В то время в нашем языке вновь ожило еще одно забытое слово – «шехид». До того момента, мы воспринимали это слово как религиозное понятие, а после 20 января выражения «Шехид» и «Аллея шехидов» вошли в нашу повседневную жизнь. События 20 января оставили след не на два или три дня, был объявлен 40-дневный траур. Предприятия приостановили работу. В школах и институтах говорили только об одном – как мы после этого будем жить в советской стране...

После 20 января было напечатано большое количество фотографий, если кто-то что-то заснял, они начали распространять это, если даже не в зарубежных странах, то хотя бы в Стране Советов. Мы всего лишь хотели довести до других народов свое возмущение тем, почему советское государство, никак не прореагировавшее на происходившее в Карабахе, штыком автомата вписало кровавую страницу 20 января в историю одного народа…

После этих страниц прибавилось. Они превратились в нашу кровавую память. Теперь на самом панорамном месте Баку – в Нагорном Парке покоится Аллея щехидов…

Мирнаиб Гасаноглу

«Верните суверенитет»

Митинги в Татарстане глазами Рифхата Якупова

Фотограф Рифхат Якупов запечатлел митинги протеста и мирные демонстрации, прошедшие в Казани летом и осенью 1991 года.

Запах войны.

Карабахский конфликт глазами Олега Климова и Рубена Мангасаряна

Война и мир – состояние, ведомое властью. Однако простые "люди войны и мира" его понимают через ощущения пяти чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Мы научились передавать и хранить увиденное глазами через фотографию, услышанное ушами - через волны звука, но мы не способны передать состояния запаха войны, вкуса мира или осязания того и другого одновременно. Но вместе с тем, война, как и мир, осязаемы и имеют свое обоняние. Современная "парфюмерия войны" складывается из сочетаний запахов расплавившегося пластика, обугленного, отсыревшего дерева и вездесущего трупного запаха. Если бы фотографии с войны могли бы пахнуть, то они источали бы из себя гамму подобного зловония. Однако говорят, что фотографии, как деньги, "не пахнут". Поэтому зловоние может быть подменено "красотой в глазах смотрящего", несмотря на то, что эти чувства несовместимые.

Спросите любого жителя Карабаха или Арцаха, чем пахнет их земля, и каждый из них ответит: цветами, горами, чистой водой… Спросите солдат во время войны, чем пахнет земля, за которую они убивают друг друга, и ответ будет совсем другим…

Но главный вопрос всегда остается открытым: важно ли это для понимания происходящего в обществе и государстве или просто достаточно утверждать: "Война и мир – состояние ведомое властью"? Важно ли хранить в памяти изменчивость состояния обоняния и осязания для истории общества и государства? - большинство историков назовут это глупостью.

Когда я смотрел десятки фотографий Рубена Мангасаряна из Карабаха, несмотря на безупречность формы и содержания изображений, мне казалось, что я чувствую весь спектр запахов, кожей ощущаю прикосновения теплых рук человека, холодного металла оружия, вкус подогретой на костре банки тушенки, лаваш и аскеранский коньяк в бидонах из-под молока. Коньяк, который не только солдаты пили, но и мыли им руки, ноги просто потому, что мыло и вода имели иную ценность, чем коньячный спирт со взорванного аскеранского завода.

Здесь представлены тридцать фотографий войны в Нагорном Карабахе начала 90-х годов. Искушенные зрители могут увидеть в них присущую фотографам "эстетику войны", часто называемую "красотой кадра", перемешанную со страданиями, горем, солдатский бытом.., жизнью и смертью. Однако хотелось бы, чтобы каждый просто поверил, что кроме всего прочего каждая из этих фотографий имеет свой неповторимый запах места и времени. Понимание и ощущение этого позволит увидеть всю полноту происходящих тогда событий.

Олег Климов

 

Митинги в Ереване в 1988 году глазами Рубена Мангасаряна

Массовые акции протеста в Ереване начались в 1986 году и достигли пика в 1988-м. Они были посвящены двум неразделимым темам: независимости и Карабаху. Фотолетопись этих протестов оставил крупнейший армянский фотограф Рубен Мангасарян.

Рубен Мангасарян родился в 1960 году в Ереване. 25 лет своей жизни Рубен посвятил фотожурналистике, сотрудничал с агентствами Agence France Presse, Reuters, Итар-ТАСС и РИА Новости. Фотографии Рубена публиковались в Time, Boston Globe, Le Figaro, Days Japan, New York Times, Focus и многих других. В 1996 году Мангасарян основал Patker Photo Agency. Совместно со своими коллегами и студентами организовал большое количество международных проектов, среди которых "MerhaBarev"- первый проект, объединяющий фотографов Армении и Турции. В 1989 году за серию фотографий о землятресении в Армении получил премию "Лучший репортер года" . Обладатель первого приза на конкурсе "Пресс фотография" в Польше в 2006 году. Умер в 2009 году.

Митинговое движение 80-х в Армении, как и во многих других союзных республиках, начиналось как экологическое, но очень скоро акценты сместились.

Начиная с 1987 года, многотысячные митинги в поддержку карабахских армян регулярно собирались у ереванской Оперы, у мемориала жертв геноцида 1915 года и на других площадях армянской столицы. В митинги превращались похороны жертв конфликта в Карабахе. Главным героем митингов становился лидер Национального движения Левон Тер-Петросян, впоследствии ставший первым президентом независимой Армении.

В начале 1988 года, на пике митинговой активности, на улицах Еревана появились танки. Однако союзный центр так и не отважился на кровавое подавление народных выступлений в Армении.

арнольд аватар
Не на сайте
Был на сайте: 11 месяцев 1 неделя назад
Зарегистрирован: 22.12.2008 - 16:50
Публикации: 196

Вспомнил как это было.... Служил там (Баку - Лок-Батан - Коби  -  Сумгаит). Началось всё где-то в конце зимы 1988года - нас всех бросили в оцепление. Первые три фотографии - там и стоял с автоматом.  Гражданское население нас не трогало - давали хлеб, сигареты, чай. Вечером и по закоулкам ходить было опасно - молодчики и всякие радикалисты, наоборот, старались искалечить\убить....Очень плохо было армянам.... Своими глазами видел ЧТО с ними делали.... про Сумгаит вообще промолчу....  Одно дело когда в поле ведёшь боевые действия, а тут - в красивейшем городе...Жуть, одним словом.... Вспоминать не хочется!!!!

Dat.Dicat.Dedicat.

Катенёв Валентин Львович аватар
Не на сайте
Был на сайте: 5 лет 12 месяцев назад
Зарегистрирован: 22.03.2008 - 22:15
Публикации: 54876

Спасибо за коммент и уточнения.

Катенёв Валентин Львович аватар
Не на сайте
Был на сайте: 5 лет 12 месяцев назад
Зарегистрирован: 22.03.2008 - 22:15
Публикации: 54876

Первые министры новой России

В ноябре 1991 года президент Борис Ельцин сформировал первое правительство новой России, которое вошло в историю как "правительство реформ". В нем собралась весьма разношерстная компания.

 

 

Приложения: 
pic001.jpgpic002.jpgpic004.jpgpic007.jpgpic008.jpgpic010.jpgpic011.jpgpic012.jpgpic013.jpgpic014.jpgpic017.jpgpic018.jpgpic019.jpg
Войти Зарегистрироваться