Предтеча отечественной космонавтики - Циолковский Константин Эдуардович.
(1857-1935) |
17 сентября 2007 года исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося русского ученого, основоположника и теоретика практической космонавтики Константина Эдуардовича Циолковского.
Он родился в семье лесничего. После перенесённой в детстве скарлатины почти полностью потерял слух; глухота не позволила продолжать учёбу в школе, и с 14 лет он занимался самостоятельно.
С 16 до 19 лет жил в Москве, изучал физико-математические науки по циклу средней и высшей школы. В 1879 экстерном сдал экзамены на звание учителя и в 1880 назначен учителем арифметики и геометрии в Боровское уездное училище Калужской губернии.
К этому времени относятся первые научные исследования Циолковского. Не зная об уже сделанных открытиях, он в 1880-81 написал работу «Теория газов», в к-рой изложил основы кинетической теории газов. Вторая его работа - «Механика животного организма» (те же годы) получила благоприятный отзыв И.М.Сеченова, и Циолковсий был принят в Русское физико-химическое общество. Основные работы Циолковского после 1884 были связаны с четырьмя большими проблемами: научным обоснованием цельнометаллического аэростата (дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий.
С 1896 Циолковский систематически занимался теорией движения реактивных аппаратов и предложил ряд схем ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий. После 1917 года Циолковский много и плодотворно работал над созданием теории полёта реактивных самолётов, изобрёл свою схему газотурбинного двигателя; в 1927 опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке.
Первым печатным трудом о дирижаблях был «Аэростат металлический управляемый» (1892), в котором дано научное и техническое обоснование конструкции дирижабля с металлической оболочкой.
Прогрессивный для своего времени проект дирижабля Циолковского не был поддержан; автору было отказано в субсидии на постройку модели. Обращение Циолковского в Генеральный штаб русской армии также не имело успеха.
В 1892 Циолковский переехал в Калугу, где преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном училище. В этот период он обратился к новой и мало изученной области летательных аппаратов тяжелее воздуха.
Циолковскому принадлежит идея постройки аэроплана с металлическим каркасом. В статье «Аэроплан или Птицеподобная (авиационная) летательная машина» (1894) даны описание и чертежи моноплана, который по своему внешнему виду и аэродинамической компоновке предвосхищал конструкции самолётов, появившихся через 15-18 лет.
В аэроплане Циолковского крылья имеют толстый профиль с округлённой передней кромкой, а фюзеляж - обтекаемую форму.
Циолковский построил в 1897 первую в России аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью, разработал методику эксперимента в ней и в 1900 на субсидию Академии наук сделал продувки простейших моделей и определил коэффициенты сопротивления шара, плоской пластинки, цилиндра, конуса и др. тел.
Но работа над аэропланом, так же как над дирижаблем, не получила признания у официальных представителей русской науки. На дальнейшие изыскания Циолковский не имел ни средств, ни даже моральной поддержки.
Много лет спустя, уже в советское время, в 1932 он разработал теорию полёта реактивных самолётов в стратосфере и схемы устройства самолётов для полёта с гиперзвуковыми скоростями.
Важнейшие научные результаты получены Циолковским в теории движения ракет (ракетодинамике). Мысли об использовании ракетного принципа в космосе высказывались Циолковским ещё в 1883, однако строгая теория реактивного движения изложена им в 1896. Только в 1903 ему удалось опубликовать часть статьи «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой он обосновал реальную возможность их применения для межпланетных сообщений.
В этой статье и её продолжениях (1911, 1912, 1914) он заложил основы теории ракет и жидкостных реактивных двигателей (ЖРД). Рассмотрение практической задачи прямолинейного движения ракеты привело Циолковского к решению новых проблем механики тел переменной массы. Им впервые была решена задача посадки космических аппаратов (КА) на поверхность планет, лишённых атмесферы. В 1926-29 Циолковский разработал теорию многоступенчатых ракет.
Он рассмотрел (приближённо) влияние атмосферы на полёт ракеты, а также вычислил необходимые запасы топлива для преодоления сил сопротивления воздушной оболочки Земли.
Циолковский - основоположник теории межпланетных сообщений. Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей, доказав осуществимость межпланетных полётов.
Он первым изучил вопрос о ракете - искусственном спутнике Земли и высказал идею создания околоземных станций (орбитальных) как искусственных поселений, использующих энергию Солнца, и промежуточных баз для межпланетных сообщений; рассмотрел медико-биологические проблемы, возникающие при длительных космических полётах.
Циолковский написал ряд работ, в которых уделил внимание использованию ИСЗ в народном хозяйствеве.
Циолковский выдвинул ряд идей, которые нашли применение в ракетостроении. Им предложены: газовые рули (из графита) для управления полётом ракеты и изменения траектории движения её центра масс; использование компонентов топлива для охлаждения внешней оболочки КА (во время входа в атмосферу Земли), стенок камеры сгорания и сопла ЖРД; насосная система подачи компонентов топлива (для уменьшения массы двигательной установки); оптимальные траектории спуска КА при возвращении из космоса и др.
В области ракетных топлив Циолковский исследовал большое число различных окислителей и горючих для ЖРД; рекомендовал топливные пары: жидкие кислород с водородом, кислород с углеводородами и др.
Циолковским явился первым идеологом и теоретиком освоения человеком космического пространства, конечная цель которого представлялась ему в виде полной перестройки биохимической природы порождённых Землёй мыслящих существ. В связи с этим он выдвигал проекты новой организации человечества, в которых своеобразно переплетаются идеи социальных утопий различных исторических эпох.
Циолковский - автор ряда научно-фантастич. произведений, а также исследований в других областях знаний: лингвистике, биологии и др.
Его труды в значительной степени способствовали развитию ракетной и космической техники в СССР и других странах.
За «Особые заслуги в области изобретений, имеющих огромное значение для экономической мощи и обороны Союза ССР» Циолковскимй в 1932 награждён орденом Трудового Красного Знамени.
[Умер Константин Эдуардович 19 сентября 1935 года].
Накануне 100-летия со дня рождения Циолковского в 1954 АН СССР учредила золотую медаль им. К.Э. Циолковского «За выдающиеся работы в области межпланетных сообщений». В Калуге и Москве сооружены памятники учёному; создан мемориальный дом-музей в Калуге; его имя носят Государственный музей истории космонавтики и педагогический, институт, школа в Калуге, Московский авиац.-технологический институт. Именем Циолковским назван кратер на Луне.
А.А. Космодемьянский, "Энциклопедия космонавтики", 1985
Общие биографические сведения.
Константин Эдуардович Циолковский принадлежит к той редкой категории людей, которые свою жизнь отдают любимой идее и, невзирая на окружающие тяжелые материальные и моральные условия, не изменяют ей, перенося большие лишения, но продолжая работать в любимой области. Деятельность и работы К. Циолковского многогранны: он разрабатывал вопросы воздухоплавания, аэродинамики, физики, астрономии, межпланетных сообщений, естествознания, но в то же время он и философ и писатель.
Приходится удивляться его юношеской энергии, с которой он, будучи уже стариком, продолжает интересоваться и работать в различных областях науки. Жизнь и работа его могут служить прекрасным примером того, как много может изобрести и дать людям человек, несмотря на окружающие его самые неблагоприятные для его работы условия.
Главнейшими и повидимому наиболее интересовавшими К. Циолковского, в особенности за последнее время, работами были работы, относящиеся к металлическому дирижаблю и к межпланетному кораблю-ракете. Однако, нам кажется, что не менее, если даже не более, ценны его труды по теории авиации и экспериментальные работы в области аэродинамики. Он был, на наш взгляд, первым в России, который устроил аэродинамическую трубу и произвел с ней ряд интересных опытов по определению сопротивления воздуха для разных тел (в 1891 г.).
Его же сочинение "Аэроплан или птицеподобная, (авиационная) летательная машина", изданное в 1895 г., т. е. за 8 лет до первых опытов Райт, показывает, насколько он предвидел значение и основные свойства авиации.
Его работы по расчету оболочек дирижаблей и проверке этого расчета методом гидростатического испытания в лаборатории (1893 г.) до сих пор являются классическими.
Везде, во всех своих работах, К. Циолковский проявляет оригинальность и самобытность, и, хотя условия работ в Калуге, городе, в котором он провел почти свою жизнь, не давали ему возможности следить за литературой интересовавших его вопросов, тем не менее, он по разным вопросам опережал многих европейских ученых, а по некоторым - независимо приходил к тем же выводам, которые получались за границей. Мы здесь не задаемся целью дать полную биографию К. Циолковского, - ему многое еще предстоит совершить, - а даем лишь ею биографию, которую он по нашей просьбе сообщил нам для этой книги. Перед автобиографией помещаем его сопроводительное к нам письмо.
(11 июня 1926 г.).
Николай Алексеевич.
Посылаю Вам свои автобиографические сведения. Они, может быть, Вам не понравятся, но больше ничего не могу дать, и не спрашивайте.
Против Ваших добрых намерений1 я разумеется ничего не имею и благодарю за них. Фотографию свою высылаю. Она снята летом 1924 г. Это письмо может служить Вам и автографом к Вашей статье о моих трудах.
В Москве сделана по моему проекту латунная модель оболочки моего дирижабля. Она занимает большую мастерскую в коммунистическом университете. Производит глубокое впечатление и дает веру в осуществимость металлического дирижабля. Длина модели 10 метров, высота - 2 метра. Будут ли продолжаться работы, наверно не знаю.
С совершенным почтением остаюсь
К. Циолковский.
Родился я 5 сентября 1857 г.3 в селе Ижевском Спасского уезда, Рязанской губернии. Родители были бедны - отец - неудачник, изобретатель и философ4. Мать, как говаривал отец, таила в себе искру таланта. Между родными матери были большие искусники.
Мне было лет 8 - 9, когда моя мать показывала нам, детям, аэростат из коллодиума. Он был крохотный, надувался водородом и занимал меня тогда как игрушка.
На десятом году я оглох от скарлатины, и слух мой плохо восстановлялся. Со сверстниками и в обществе я часто попадался впросак и, конечно, был смешон со своей глухотою. Это удаляло меня от людей и заставляло от скуки читать, сосредоточиваться и мечтать. Оскорбленное самолюбие искало удовлетворения. Явилось желание подвигов, отличий, и в 11 лет я начал с писания нелепейших стихов.
Лет 14 я получил некоторое теоретическое понятие об аэростате из физики Гано. Попробовал было надуть водородом мешок из папиросной бумаги, но опыт не удался. Кажется, я тогда сильно увлекался механическим летанием с помощью крыльев. Я также делал плохие токарные станки, на которых все-таки можно было точить, устраивал разные машины и, между прочим, коляску, которая должна была ходить во все стороны с помощью ветра. Модель прекрасно удалась и ходила на крыше, по доске, против ветра. Отец был очень доволен, и изобретателя совлекли с крыши, чтобы показать машину гостям в комнате. Тут опыт также блестяще удавался. Ветер же я производил с помощью мехов.
Черт. 2. К. Э. Циолковский в 1862 г.
Потом я уже начал строить коляску для собственных путешествий, отказывался от завтраков, чтобы тратить деньги на гвозди и на разную дрянь. Но подвиг сей не увенчайся успехом: отчасти нехватило терпения и материалов, отчасти надоело голодать, отчасти же я стал смекать, что это вещь непрактичная и не стоит выеденного яйца.
Одновременно у меня ходила по полу и другая модель: коляска, приводимая в движение паровой машиной турбинной системы.
Воздухоплаванием, в особенности газовым, я занимался тогда мало; лет 15 - 16 я познакомился с начальной математикой и тогда мог более серьезно заняться физикой. Более всего я увлекся аэростатом и уже имел достаточно данных, чтобы решить вопрос: каких размеров должен быть воздушный шар, чтобы подниматься на воздух с людьми, будучи сделан из металлической оболочки определенной толщины. Мне было ясно, что толщина оболочки может возрастать беспредельно при увеличении размеров аэростата. С этих пор мысль о металлическом аэростате засела у меня в мозгу. Иногда она меня утомляла, и тогда я по месяцам занимался другим, но в конце концов я возвращался к ней опять. Систематически я учился мало, в особенности впоследствии: я читал только то, что могло мне решить интересующие меня вопросы, которые я считал важными. Так, учение о центробежной силе меня интересовало потому, что я думал применить ее к поднятию в космические пространства. Был момент, когда мне показалось, что я решил этот вопрос (16 лет). Я был так взволнован, даже потрясен, что не спал целую ночь - бродил по Москве и все думал о великих следствиях моего открытия. Но уже к утру я убедился в ложности моего изобретения. Разочарование было так же сильно, как и очарование. Эта ночь оставила след на всю мою жизнь, через 30 лет я еще вижу иногда во сне, что поднимаюсь к звездам на моей машине и чувствую такой же восторг, как в ту незапамятную ночь.
Малую дань отдал я и "Perpetuum mobile", но, слава богу, заблуждение продолжалось лишь несколько часов, и причиной его был неправильно понятый магнетизм.
Мысль о сообщении с мировым пространством не оставляла меня никогда. Она побудила меня заниматься высшей математикой. Потом - в 1895 г. я осторожно высказал разные мои соображения по этому поводу в сочинении "Грезы о земле и небе" и далее (1898 г.) в труде "Исследование мировых пространств реактивными приборами", напечатанном в "Научном Обозрении" (№ 5, 1903 г.).
Астрономия увлекала меня потому, что я считал и считаю до сего времени не только землю, но отчасти и вселенную достоянием человеческого потомства. Мой рассказ "На луне" и статьи "Тяготение как источник мировой энергии" и другие доказывают мой неослабный интерес к астрономии.
Книг было тогда, вообще, мало, и у меня в особенности. Поэтому приходилось больше мыслить самостоятельно и часто итти по ложному пути. Нередко я изобретал и открывал давно известное. Я учился, творя, хотя часто неудачно и с опозданием. Так, даже в 1881 году я разработал теорию газов, не зная того, что я опоздал на 24 года. Зато я привык мыслить и относиться ко всему критически. Впрочем, самобытность, я думаю, была в моей природе. Глухота же и невольное удаление от общества только расширили мою самодеятельность.
Черт. 3. К. Э. Циолковский в 1903 г.
Неимение книг и учителей делали то же; глухота лишила меня школы, хотя мне и пришлось потом сдавать экзамены и получать права. Я был учителем математики и физики чуть не сорок лет (с 1871 г.). Через мои руки прошло около 500 человек учеников и 2000 девиц, окончивших среднюю школу1. Все же учителей, кроме ограниченного количества и сомнительного качества книг, у меня не было, и меня можно считать самоучкой чистой крови.
В 1882 г. - учитель уездного училища в городе Боровске, Калужской губернии, с 1892 г. - учитель женского епархиального училища в Калуге.
Я так привык к самостоятельной работе, что, читая учебники, считал более легким для себя доказать теорему без книги, чем вычитывать из нее доказательство. Лишь не всегда это удавалось.
Лет 23- 24, будучи уже учителем, я представил ряд своих работ - "Теорию газов", "Механику животного организма", "Продолжительность лучеиспускания звезд" - в С.-Петербургское Физико-Химическое Общество. Содержимое их несколько запоздало, т. е. я сделал самостоятельно открытия, уже сделанные ранее другими.
Тем не менее Общество отнеслось ко мне с большим вниманием, чем поддержало мои силы. Быть может, оно и забыло меня, но я не забыл Боргмана, Менделеева, Фандер Флита, Бобылева и в особенности Сеченова.
Лет 25 - 28 я очень увлекся усовершенствованием паровых машин. У меня была металлическая и даже деревянная (цилиндр был действительно деревянный) паровые машины, обе дрянные, но все-таки действующие.
Попутно я делал недурные воздуходувки и разные насосы, которые я никуда не сбывал, а делал только из любознательности и в виде опыта, а также для паяния и кования.
Через несколько лет я все это бросил, потому что ясно увидел, как я бессилен в техническом отношении и по части реализования моих идей; поэтому в 1885 году, имея 28 лет, я твердо решился отдаться воздухоплаванию и теоретически разработать металлический управляемый аэростат. Работал я два года почти непрерывно. Я был всегда страстным учителем и приходил из училища сильно утомленным, так как большую часть сил оставлял там. Только к вечеру я мог приняться за свои вычисления и опыты. Как же быть? Времени было мало, да и сил также, которые я отдавал ученикам; и я придумал вставать чуть свет и, уже поработавши над своим сочинением, отправляться в училище.
После этого двухлетнего напряжения сил у меня целый год чувствовалась тяжесть в голове. Как бы то ни было, но весною 1887 года я делал первое публичное сообщение о металлическом управляемом аэростате в Москве в Обществе любителей естествознания. Отнеслись ко мне довольно добродушно, сочувственно, в особенности Як. Игн. Вейнберг. Делали незначительные возражения, на которые легко было отвечать. Могли бы сделать и более серьезные возражения, но их не делали благодаря малому знакомству с делом воздухоплавания и недостатком моей рукописи. Она содержала около 120 писчих листов (480 стр.) и 800 формул (цела и теперь). Профессор Столетов передал ее на рассмотрение профессору Жуковскому. Я не считал свою работу полной и даже просил не делать о ней отзыва, а только для пользы моего дела перевести меня в Москву.
Мне это обещали, но перевод по разным обстоятельствам все-таки не состоялся. Я был совсем болен, потерял голос, пожар уничтожил мою библиотечку и мои модели, но рукопись находилась тогда у проф. Жуковского и хранится у меня до сих пор. Называется она "Теория аэростата". Через год я немного оправился и опять принялся за работу.
Осенью 1890 года через посредство Д. И. Менделеева я послал в имп. Р. Техническое Общество мой новый труд: "О возможности построения металлического аэростата". Вместе с тем я выслал модель аэростата, складывающегося в плоскость, в
Черт. 4. К. Э. Циолковский в 1913 г.
в 1 арш. длины. Вскоре из газет я узнал, что Общество нашло мои выкладки и идеи вполне правильными. Затем мне выслали и копию с мнения VII отдела Техн. Общества. Разумеется, этот отзыв влил в меня некоторое количество бодрости.
Труд о летании посредством крыльев показал мне, что этот способ требует далеко не такой малой энергии, как кажется с поверхностного взгляда, что впоследствии и подтвердилось на практике. Вследствие этого меня опять стало клонить к аэростату. Помню, очень напряженные занятия привели меня к новому труду, называвшемуся "Аэростат металлический, управляемый". Один из моих братьев и мои знакомые помогли мне издать его в 1892 г. Кажется никогда я не испытывал такого блаженства, как при получении (уже в Калуге) корректуры этого труда.
В 1894 году я отдал последнюю дань увлечения аэропланом, напечатав в журнале "Наука и Жизнь" теоретическое исследование "Аэроплан", но и в этом труде я указал на преимущество газовых, металлических, воздушных кораблей.
Споры об аэростате и аэроплане снова натолкнули меня на мысли заняться опытами по сопротивлению воздуха. Г. Поморцев и другие теоретики находили сопротивление аэростатов громадным. Мои опыты показали, что оно далеко не так значительно и коэффициент сопротивления уменьшается с увеличением скорости движения аэростата. Опыты производились отчасти в комнате, отчасти на крыше, в сильный ветер. Помню, как я был радостно взволнован, когда коэффициент сопротивления при сильном ветре оказался мал; я чуть кубарем не скатился с крыши, и земли под собой не чувствовал.
Сочувствие прессы к моим трудам сопровождалось пожертвованиями от разных лиц на дело воздухоплавания. Всего получено было мною 55 рублей, которые я и употребил на производство новых опытов по сопротивлению воздуха. Принимал я эти деньги со скрежетом зубов и затаенной душевной болью, так как некоторые, не поняв статьи Голубицкого, помещенной о моих работах в "Калужском Вестнике" (1897 г.), прямо жертвовали на бедность. Я даже заболел, но все-таки терпел, надеясь на возможность дальнейших работ. Но, увы, несмотря на порядочный шум газет, сумма оказалась чересчур незначительной. Так, Питер выслал 4 рубля, но утешил меня тем, что своими лептами не оскорбил меня, жертвуя только на воздухоплавание. Как бы то ни было, спасибо Обществу и за то, так как я многое разъяснил себе произведенными опытами, которые описал, так же, как и устроенные мною приборы, в "Вестнике опытной физики", в статье "Давление воздуха на поверхности, введенные в искусственный воздушный поток" (1899 г.). Работа эта была представлена мною в имп. Академию Наук. Академик Рыкачев сделал о ней благоприятный доклад Академии, которая, благодаря этому, выдала мне, по моей просьбе, 470 рублей на продолжение опытов.
Года через полтора мною был послан в Академию подробный доклад об опытах, состоящий из 80 писчих листов текста и 58 таблиц-чертежей. Краткое извлечение из этого доклада было поздней напечатано под заглавием: "Сопротивление воздуха и воздухоплавание". После этой работы я некоторое время продолжал свои опыты, которые, связанные отчасти с разными вычислениями, постепенно выясняли мне истину сопротивления воздуха. Каждый трудовой шаг приближал меня к ней и был вернее предшествующего, но и последний мой шаг не донес меня, конечно, до истины абсолютной.
Я бы желал еще предпринять это путешествие по стезям истины, но где взять силы, где взять средства и поддержку? При своих опытах я сделал много новых выводов, но новые выводы встречаются учеными недоверчиво. Эти выводы могут подтвердиться повторением моих трудов каким-нибудь экспериментатором, но когда же это будет?
Черт. 5. К. Э. Циолковский со своим внуком в 1928 г.
Тяжело работать в одиночку многие годы, при неблагоприятных условиях, и не видеть ниоткуда ни просвета, ни поддержки» Правда, изредка я встречал и сочувствие. Например, в Калуге целая группа техников-практиков признала мой проект воздушного корабля осуществимым. Почему же после этого не надеяться, что он будет признан таким же и всеми мыслящими и знающими людьми. А тогда и до осуществления недалеко.
В двадцатых годах по слабости здоровья, я оставил учительский труд. Хотя на лекциях мне приходилось больше говорить, чем слушать, хотя мне не нравились ученические экзамены, но это не мешало мне любить свою учительскую деятельность. Только она отнимала у меня все силы и оставляла очень немного для пополнения знаний и самостоятельных трудов. Писал, вычислял и работал руками я больше всего на праздники и каникулы.
Я разработал некоторые стороны вопроса о поднятии в пространство с помощью реактивного прибора, подобного ракете. Математические выводы, основанные на научных данных и много раз проверенные, указывают на возможность с помощью таких приборов подниматься в небесное пространство и, может быть, основывать поселения за пределами земной атмосферы. Пройдут, вероятно, сотни лет, прежде чем высказанные мною взгляды найдут применение, и люди воспользуются ими, чтобы рассеяться не только по лицу земли, но и по лицу всей вселенной.
Почти вся энергия солнца пропадает в настоящее время бесполезно для человечества. (Земля получает в два миллиарда раз менее, чем испускает солнце). Что странного в идее воспользоваться этой энергией? Что странного в мысли воспользоваться и окружающим земной шар беспредельным пространством? Во всяком случае, неужели грешно высказывать подобные идеи, раз они являются плодом серьезного труда.
Тугой слух с детства, разумеется, сказался в полном незнании жизни и в отсутствии связей. Может быть это послужило и причиною того, что даже к 68 годам моей жизни я не выдвинулся и не имел серьезного успеха.
Вся моя жизнь состояла из размышлений, вычислений, практических работ (две грыжи нажил) и опытов. Меня всегда сопровождала домашняя мастерская. Если она разрушалась, например, на пожаре или наводнении, то я снова ее заводил или пополнял.
Скучно говорить о себе и мелочах жизни, когда так много осталось еще нерешенных вопросов, незаконченных или неизданных трудов. Самое главное еще впереди. Хватит ли сил, умею ли осуществить эти задуманные работы? 1
Константин Ц и о л к о в с к и й.
Заметим, что с К. Э. живет семья из 11 человек: жена 72 лет, дочь-девушка 48 лет, другая дочь с 6-ю детьми и еще сирота от третьей умершей дочери.
1891 г. "Давление жидкости на равномерно движующуюся в ней плоскость", Москва. (Тр. О. Л. Е. Физ. Отд. Т, IV).
"Как предохранить нежные вещи от толчков". Москва. (Тр. О-во Люб. Ест.),
1892 г. "Аэростат металлический, управляемый". Москва.
1893 г. " Аэростат металлический управляемый". Вып. 2-й. Калуга.
"Возможен ли металлический аэростат". Москва ("Наука и Жизнь" № 51-52).
"Тяготение как источник мировой энергии". Москва. ("Наука и Жизнь").
"На луне".(Фантастическая повесть). Москва. (Отдельная книжка, а также журнал "Вокруг света").
1895 г. "Аэроплан или птицеподобная (авиационная) летательная машина". Москва. ("Наука и Жизнь").
"Грезы о земле и небе". (Москва. Изд. А. Гончарова.) и "Эффекты всемирного тяготения".
1896 г. "Может ли Земля заявить жителям иных планет о существовании на ней разумных существ". Калуга. ("Калужский Вестник" № 68).
Железный управляемый аэростат на 200 человек". Калуга.
1897 г. "Продолжительность лучеиспускания звезд". С. П. Б. ("Научное Обозрение").
1989 г. "Самостоятельное горизонтальное движение управляемого аэростата" (новые формулы сопротивления воздуха и движения аэростата). Одесса. ("Вест. Оп. Физики").
"Простое учение о воздушном корабле". Москва. ("Общедоступная техника"). (повторение с предисловием). Калуга.
1899 г. "Сопротивление воздуха". Москва ("Научн. Обозрение").
"Давление воздуха на поверхности, введенные в искусственный поток". Одесса ("Вестник Опытной Физики").
1900 г. "Успехи воздухоплавания в XIX веке". ("Научн. Обозрение"). СПБ.
1901 г. "Успехи воздухоплавания в XIX веке". Калуга, (Оттиск предыдущего сочин.)
"Вопросы воздухоплавания". (По поводу трудов по воздухоплаванию VII Отдела имп. Русск. Техн. О-ва за период 1895-1900 гг.). Калуга ("Научн. Обозрение", отд. оттиск),
1903 г. "Исследование мировых пространств реактивными приборами". Москва ("Научное Обозрение").
"Сопротивление воздуха и воздухоплавание". Калуга (оттиск из "Научн. Обозрения").
1904 г. "Простое учение о воздушном корабле и его построении" (2-е изд.). Калуга.
1905 г. "Металлический воздушный корабль". СПБ. ("Знание и Искусство" № 9).
1906-1908 г. "Аэростат и аэроплан". СПБ. ("Воздухоплаватель").
1910 г. "Металлический мешок, изменяющий свой объем и форму в применении к управляемому аэростату и другим телам". СПБ. ("Всемирное Техн. Обозрение", № 3). (Отд. оттиск). Калуга.
"Металлический аэростат. Его выгоды и преимущества". СПБ. ("Воздухоплаватель", № 11, и "Аэро").
"Реактивный прибор". ("Воздухоплаватель", № 2).
1911 г. "Защита азроната". Калуга.
"Устройство летательного аппарата насекомых и птиц и способы их полета" СПБ. ("Техника воздухоплавания").
1911 - 1912 г. "Исследование мировых пространств реактивными приборами". СПБ ("Вестник Воздухоплавания", № № 18-22 и 2-9).
1913 г. "Первая модель чисто металлического аэроната из волнистого железа". Калуга,
1914 г. "Исследование мировых пространств реактивными приборами". (Дополнение к I и II частям труда того же названия). Калуга.
"Простейший проект чисто-металлического аэроната из волнистого железа", Калуга.
"Первая модель чисто-металлического аэроната". Калуга.
1914 г. "Второе начало термодинамики". Калуга (Изд. Калужск. О-ва "Изучение Природы Местного Края"),
"Нирвана". Калуга.
"Без тяжести", (научно-фантастический рассказ). Журн. "Природа и Люди". 1914 г., стр. 577 (см. также выше "Грезы", стр. 25)
1915 г. "Таблица дирижаблей из волнистого металла". Калуга.
1. "Дополнительные технические данные к построению металлической оболочки дирижабля без дорогой верфи". Калуга.
1915 г. 2. "Отзыв Леденцовского Общества о моем дирижабле". Калуга,
"Образование земли и солнечных систем". Калуга.
"Общий алфавит и язык". Калуга.
"Знание и его распространение". Калуга.
1916 г. "Горе и гений". Калуга.
1918 г. "Воздушный транспорт". Калуга.
"Гондола металлического дирижабля и органы его управления". Калуга.
1918 г. "Вне земли". Фантастическая повесть. (Журнал "Природа и Люди" 1918 г., № 2-14. В предисловии к этой повести автор сообщает, что первые главы ее были написаны в 1896 г.).
1919 г. "Кинетическая теория света". "Плотность эфира и его свойства". Калуга.
1920 г. "Богатства вселенной". Калуга.
"Вне Земли" (Повесть). Калуга.
1924 г. "История моего дирижабля". Калуга.
"Ракета в космическое пространство" (2-ое издание).
"Четыре способа носиться над сушей и водой". (Журнал "Воздухоплавание". 1924 г. № 6 - 7, стр. 10). Калуга.
1925 г. "Монизм вселенной". (Конспект. Март 1925 г). Калуга.
"Образование солнечных систем (извлечение из большой рукописи 1924 - 1925 г. Ноябрь 1925 г.) и Споры о причине космоса." Калуга.
"Причина космоса". Калуга 1925 г.
1926 г. "Исследование мировых пространств реактивными приборами". (Переиздание работ 1903 и 1911 г. с некоторыми изменениями и дополнениями). Калуга 1926 г.
1927 г. "Сопротивление воздуха и скорый поезд". Калуга. 1927 г.
"Общечеловеческая азбука, правописание и язык".
"Космическая ракета". "Опытная подготовка". Калуга. 1927 г.1
"Изданные труды К. Э. Циолковского". Калуга.
1928 г. "Отклики литературные". Калуга. 1928 г. (Отзывы о работах К. Ц.).
"Дополнение к "Образованию солнечных систем". Калуга. 1928 г.
"Моя пишущая машинка". "Двигатели прогресса". "Новое о моем дирижабле последние о нем отзывы". Мелочи. Калуга. 1928 г.
"Любовь к самому себе или истинное себялюбие". Калуга. 1928 г.
"Ум и страсти". Калуга. 1928 г.
"Будущее земли и человечества". Калуга. 1928 г.
"Прошедшее земли". Калуга. 1928 г.
"Воля вселенной".
"Неизвестные разумные силы". Калуга.
"Общественная организация человечества". (Вычисления и таблицы). Калуга. 1928 г.
"Дирижабль из волнистой стали". Калуга.
1929 г. "Растение будущего". "Животное космоса". "Самозарождение". Калуга. 1929 г.
"На луне". Фантастическая повесть. 2-ое изд. Лгр. Москва. Госиздат. Ц. 35 к
"Космические ракетные поезда". (С биографией К. Э. Циолковского. С. В. Безсонова). Калуга. Изд. Коллектив. Секции научных работников.
Рецензия об его книге "Fernflug und Mehrfahraketen", 1929 г. (38 стр.). R. Lademann'а Z. F. M. 1930 г.St. 310.
"Цели звездоплавания". Калуга (Отзыв. См. журнал "Авиация и Химия". 1930 г., № 4, стр. 3-я, обложка).
"Новый аэроплан". Калуга. :
"За атмосферой земли". Приложение № 1 к книге "Новый аэроплан", 9 стр.
"Реактивный двигатель". Приложение № 2 к книге "Новый аэроплан". (3 стр.).
1929 г. "Современное состояние земли". Калуга.
1930 г. "Давление на плоскость при нормальном движении в воздухе", Калуга.
"Стальной дирижабль". (Авиация и химия, 1930 г. № 4, стр. 11).
"Научная этика". Калуга.
"Звездоплавателям". Калуга 1930 г. (Отзыв см. журнал Z. F. M. 1930г. St, 534).
«Проект металлического дирижабля на 40 человек". Калуга.
Реактивный аэроплан. Калуга. 1930 г.
"От самолета к звездолету". ("Искры Науки", № 2 стр. 55, Москва).
1 Реферат об этой работе см. журнал Z. F. M. 1927 г. Siete 482.
Кроме упомянутых работ К. Э. Циолковским печатались еще и другие, мелкие, в журналах "В мастерской природы", "Техника и Жизнь", "Воздухоплавание", "Связь", "Огонек", именно: "Биология карликов и великанов", "Зарождение жизни на земле", "Тяжесть и жизнь", "О дирижабле" и пр.
по перечням их, приведенным в книгах: "История моего дирижабля". Калуга. 1924 г. стр. 16 и "Кинетическая тория света. Калуга 1919 г., стр. 37.
1883 г. "Теория Газа".
"Подобные организмы"
"Изменения силы тяжести".
1886 г. "Теория аэростата".
1890 г. "К вопросу о летании посредством крыльев".
"О возможности построения металлического аэростата".
1893 г. "Подобные организмы".
1894 г. Свободное от тяжести пространство".
1896 г. "На планетах".
1901 г. "Отчет для Академии Наук о сделанных мною опытах по сопротивлению воздуха".
1903 г. "Естественные основы нравственности".
1908 г. "Аэростат и аэроплан" (продолжение напечатанной работы под таким же заглавием).
1915 г. "Выделение человека из царства животных".
1916 г. "Развитие души и тела".
"Свободное от тяжести пространство".
"Образование простейших живых существ".
"Условия жизни в иных мирах".
1917 г. "Разговоры о металлическом дирижабле".
"Идеальный строй жизни".
1918 г. "Механика и биология".
"Свойства человека".
"Современные общественные установления"
"Как устроить общество и создать благосостояние"
"Общественный строй".
г, "Приключение атома" (121 стр.).
г. "Первопричина".
"На Весте" (5 стр.). "Мысль" (5 стр.). "Общественные установления" (33 стр.). "Начало растений на земном шаре" (46 стр.).
1920 г. "Путешествие земли и солнца" (29 стр.).
"Воображение" (10 стр.).
1921 г. "Мировые катастрофы" (30 стр.).
"Из прошлого земли" (6 стр.).
1923 г. "Энергия солнечного лучеиспускания" (по отношению к движению неб. тел) (28 стр., 6 фиг.).
1924 г. "Вода в безводных и безоблачных пустынях" (8 стр. и 1).
"Почему трудно осуществлять мой дирижабль".
"Устройство жилищ в сухих и жарких пустынях" (11 стр. и 7 фиг.).
1926 г. "Простой солнечный нагреватель".
"Галилейский мыслитель".
1927 г. Условия биологической жизни во вселенной" (9 стр.).
1928 г. «Образование солнечной системы" (выводы) (3 стр.).
"Совершенство вселенной" (7 стр.).
«Эфирный остров" (13 стр.).
"Странный случай в 85 - 86 году". (2 стр.)
1929 г. "Теоремы жизни". "Служат пояснением к Монизму и Этике". (12 стр)
"Что делать на земле". (27 стр.).
1930 г. Главные выводы из "Нового аэроплана" (4 стр.)
"Доступны ли планеты?" (ответ) (3 стр.)
"Картина вселенной" (28 стр.).
"Общественное устройство" (отрывок, 9 стр.)
"Реактивный аэроплан" (11 стр.).
"Труды о космической ракете" (8 стр.)
В.П. Любимов. Портрет К.Э.Циолковского. 1939 г. Масло
Мемориальный дом-музей К.Э. Циолковского. Фото А. Чиркова
Г.Оберт, пионер немецкой ракетной техники, знакомится с экспозицией Дома-музея К.Э. Циолковского. 1982 г.
А. И. Солженицын в кабинете К.Э. Циолковского в Доме-музее ученого. 1998 г. Фото Л.Чиркова
Ж.-Л. Кретъен, космонавт Франции, и А.В. Костин, внук К.Э. Циолковского, в кабинете К.Э. Циолковского в Доме-музее ученого. 1986г. Фото А. Чиркова
Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Вид с воздушного шара. Фото А. Пашина
Государственный музеи истории К.Э. Циолковского. Фото А. Чиркова
Зал научной биографии К.Э.Циолковского ГМИК. Фото А.Чиркова
Зал ракетно-космической техники музея. Фото А.Чиркова
Ракета-носитель Восток. Фото Л. Чиркова
Космонавты социалистических стран, участники Всесоюзной конференции, посвященной 25-летию полета Ю.А.Гагарина, в зале ракетно-космической техники. Слева Главный хранитель музея В.А.Межаков. 1986 г. Фото А. Чиркова
Один из корпусов Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского (бывшее реальное училище). Фото Л. Чиркова
Общеобразовательная школа № 6, в которой в 1918-1921 гг. преподавал К.Э.Циолковский. Фото Л. Чиркова
Музей-квартира К.Э. Циолковского в Боровске. Фото А. Чиркова
Калуга. Памятник К.Э. Циолковскому в сквере Мира. Фото Л. Чиркова
Архитектурно-скульптурный комплекс,
посвященный 600-летию Калуги. Фото А. Чиркова
В конце 60-х годов XX века в городе Боровске Калужской области в доме 49 по ул. Циолковского (бывшая улица Круглая, дом М.И. Помухиной - здесь с апреля 1887 г. по осень 1888 г. К.Э. Циолковский снимал квартиру, занимавшую весь верхний этаж) был открыт музей Циолковского на общественных началах. По прошествии нескольких лет музей перестал существовать.
Но в начале 80-х годов по инициативе городских органов законодательной и исполнительной власти, общественности Боровска был решен вопрос о воссоздании музея.
19 сентября 1997 года в отреставрированном доме был открыт Музей-квартира К.Э. Циолковского - отдел Государственного музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского. Так Циолковский возвратился в Боровск, в город, в котором прошла его молодость, где он начал свою педагогическую и научную деятельность.
Экспозиция Музея-квартиры знакомит посетителей с жизнью и деятельностью Циолковского как основоположника теоретической космонавтики.
До приезда в Боровск Циолковский жил в Рязани, Москве, Вятке. Посетители узнают о детстве и юности будущего ученого, знакомятся с семьей Циолковских. Экспозиция дает ответ на такие вопросы, как: почему Костя Циолковский не смог окончить Вятскую гимназию, что привело его к уединению, одиночеству, почему Константин стремился к самообразованию? Независимость и самостоятельность проявил юноша при выборе профессии.
В сентябре 1879 года Циолковский в Рязани сдал экстерном экзамен на звание учителя математики и в январе 1880 года, получив свое первое назначение, приехал в старинный русский город Боровск к месту будущей работы "исправляющим должность учителя арифметики и геометрии уездного училища".
Так судьба связала Циолковского с Калужским краем на всю последующую жизнь.
Боровский период жизни Циолковского с января 1880 года до середины февраля 1892 года представлен на плане города Боровска XIX века и на старых фотографиях почти 30-ю памятными местами. Многие замечательные памятники архитектуры, хорошо знакомые Циолковскому, сохранились до наших дней. По приезде в незнакомый ему город в январе 1880 года он остановился "в номерах" местной гостиницы или, как говорили в старину, "на постоялом дворе", расположенном на центральной площади (это здание сохранилось и сегодня). Здесь же возвышается величественный храм - Благовещенский собор (XVII в.), который "по царским дням" посещал Константин Эдуардович.
Не раз любовался он срубленной на рубеже XVII-XVIII веков деревянной Покровской церковью в селе Высокое, и знаменитым монастырём, основанным преподобным Пафнутием в 1444 году.
Практически неизменными остались природный и городской ландшафты, на фоне которых разворачивались события жизни и творчества молодого учёного.
Живописные окрестности города, прекрасные в любое время года, запомнились и полюбились молодому учителю: зимой он не раз на коньках "мчался по льду, влекомый силою ветра" или катался на лыжах с горы Высокой, летом плавал на лодках собственной конструкции с женой, друзьями или учениками.
Материалы экспозиции Музея-квартиры рассказывают о боровчанах - добрых друзьях и знакомых, помогавших и поддерживавших молодого ученого. Среди них - купец Н.П. Глухарёв, следователь Н.К. Феттер, в доме которого, по воспоминаниям Л.К. Циолковской, была домашняя библиотека, "которую организовали в складчину несколько передовых людей" Боровска, в этом участвовал и Циолковский; вместе с И.В. Шокиным Константин Эдуардович увлекался фотографией, мастерил и запускал воздушных змеев с крутого и глубокого обрыва над Текиженским оврагом.
В Боровске Константин Эдуардович создал семью. В доме своего квартирного хозяина он встретил свою будущую верную спутницу жизни Варвару Евграфовну Соколову. 20 августа 1880 года, пройдя пешком 4 версты, они обвенчались в церкви Рождества Богородицы в селе Роща в присутствии учителей И.И.Чистякова, Н.А.Толмачёва, отца невесты Е.Е.Соколова, её брата Ивана, с которым в последующие годы у учёного установились добрые отношения. В Боровске у Варвары Евграфовны и Константина Эдуардовича Циолковских родилось 4 детей: Любовь (1881г.), Игнатий (1883г.), Александр (1885г.), Иван (1888г.).
Одно из центральных мест экспозиции Музея-квартиры занимает реконструкция "Творческой лаборатории Циолковского 80-90-х годов XIX века", созданная на основании автобиографий Циолковского, воспоминаний его жены и старшей дочери, современников: письменный стол учёного, на котором - книги из библиотеки Циолковского тех лет и фрагменты рукописей, чертёжные и письменные принадлежности, самодельная жестяная лампа и аэродинамический прибор "вертушка". Представлены также различные приборы и модели, изготовленные лично Циолковским. По признанию Циолковского, "в Боровске я возвратился к своим физическим забавам и к серьёзным математическим работам... я писал, вычислял, паял, строгал, плавил".
Раздел экспозиции "Научные связи" представляет Циолковского как члена научного сообщества 80-х - начала 90-х годов XIX века. Результатом напряжённой умственной работы стали его труды, с которыми познакомились П.М. Голубицкий, А.Г. Столетов, И.М. Сеченов, Д.И. Менделеев, Н.Е. Жуковский, Русское физико-химическое общество, Общество любителей естествознания, Императорское Русское Техническое общество.
Космическое пространство "глазами Циолковского" со следами реального пребывания в нём человека в результате развития космонавтики представлено тремя комплексами идей: "Вечная юность Вселенной", "На Луне", "Жизнь в свободном пространстве".Первый из них - "Вечная юность Вселенной" - представлен страницами публикаций Циолковского "Продолжительность лучеиспускания Солнца" и "Тяготение как источник мировой энергии", раскрывающими представления учёного о неисчерпаемости источников энергии ("тепла и света"), о бесчисленности "очагов жизни" во Вселенной, о возможном участии высших разумных сил в жизни людей на Земле, его убеждённость в том, что человек должен быть готов к встрече с необычными, не поддающимися объяснению явлениями.
На втором этаже Музея-квартиры в 2003 году открыта экспозиция, посвященная педагогической деятельности Циолковского, которая не просто рассказывает о том, что Циолковский был учителем, она знакомит с его педагогическими методами и принципами.
Перед посетителем Музея-квартиры К.Э. Циолковского чередой "проходят" все учебные заведения, в которых довелось преподавать Константину Эдуардовичу. В экспозиции Музея-квартиры представлены уникальные архивные документы, связанные с педагогической деятельностью Циолковского. Среди документов - запись уроков физики с оценками Циолковского - "пятерками" на полстраницы, рисунки физических приборов, выполненные одной из учениц по заданию Константина Эдуардовича.
Посетители Музея-квартиры имеют возможность ознакомиться с интерьерами кабинета начальницы Калужского епархиального училища и классной комнаты. В "классе Циолковского" - школьная парта, столь непохожая на современную, форма учащейся епархиального училища, подзорная труба, с помощью которой Циолковский рассматривал с девочками звезды, физические приборы из реального и епархиального училищ.
Удивят посетителя воздушные змеи и воздушные шары - поделки, подобные тем, которые мастерил из папиросной бумаги для своих учеников Циолковский. К одному из змеев привязан спичечный коробок. В такой коробок учитель Циолковский обычно сажал таракана, чтобы затем наблюдать за его самочувствием после полета. Циолковский так начинал в Боровске свои научные эксперименты. Здесь же он запускал змея в виде ястреба. Изготовленный по специальным чертежам и раскрашенный чернилами, змей до такой степени напоминал хищника, что настоящие птицы тут же разлетались в разные стороны, а боровчане интересовались, чем учитель кормит свою грозную птицу.
К.Э. Циолковский служил учителем до октября 1921 года. За педагогические заслуги Циолковский был награжден орденами Святого Станислава 3-ей степени (1906 г.) и Святой Анны 3-ей степени (1911 г.).
Наиболее важными и оригинальными открытиями К. Э. Циолковского в теории реактивного движения являются исследование движения ракеты в пространстве без тяжести, определение коэффициента полезного действия ракеты (или, как называет К. Э. Циолковский, утилизация ракеты), исследование полёта ракеты под влиянием тяжести в вертикальном и наклонном направлениях. К. Э. Циолковскому принадлежит подробное изучение условий взлёта с различных планет, рассмотрение задач о возвращении ракеты с какой-либо планеты или астероида на Землю. Он исследовал влияние силы сопротивления воздуха на движение ракеты и дал подробные расчёты необходимого запаса горючего для того, чтобы ракета пробила слой земной атмосферы. Наконец, К. Э. Циолковский выдвинул идею составных ракет или ракетных поездов для исследования космических пространств.
Результаты трудов К. Э. Циолковского в теории ракет стали сейчас классическими В первую очередь нужно отметить закон К. Э. Циолковского, касающийся движения ракеты в безвоздушном пространстве под действием только реактивной силы, и его гипотезу о постоянстве относительной скорости истечения продуктов горения из сопла ракеты.
Из закона К. Э. Циолковского следует, что скорость ракеты возрастает неограниченно с увеличением количества взрывчатых веществ, причём величина скорости не зависит от быстроты или неравномерности сжигания, если только относительная скорость выбрасываемых из ракеты частиц остаётся постоянной. Когда запас взрывчатого вещества равен весу оболочки ракеты с людьми и приборами, тогда (при относительной скорости выбрасываемых частиц в 5700 метров в секунду) скорость ракеты в конце горения будет почти в два раза больше той, которая нужна, чтобы удалиться навсегда из поля тяготения Луны. Если запас горючего в шесть раз больше веса ракеты, то в конце горения она приобретает скорость, достаточную для удаления от Земли и превращения ракеты в новую самостоятельную планету - спутника Солнца.
Работы К. Э. Циолковского по реактивному движению не ограничиваются теоретическими расчётами; в них даны и практические указания инженеру-конструктору по конструированию и изготовлению отдельных деталей, выбору топлива, очертанию сопла; разбирается вопрос о создании устойчивости полёта в безвоздушном пространстве.
Ракета К. Э. Циолковского представляет собой металлическую продолговатую камеру, похожую по форме на дирижабль или аэростат воздушного заграждения. В головной, передней, её части находится помещение для пассажиров, снабжённое приборами управления, светом, поглотителями углекислоты и запасами кислорода. Основная часть ракеты заполнена горючими веществами, которые при своём смешении образуют взрывчатую массу. Взрывчатая масса зажигается в определённом месте, вблизи центра ракеты, а продукты горения, горячие газы, вытекают по расширяющейся трубе с огромной скоростью.
Схема ракеты Циолковского 1927 года
Получив исходные расчётные формулы для определения движения ракет, К. Э. Циолковский намечает обширную программу последовательных усовершенствований реактивных аппаратов вообще. Вот основные моменты этой грандиозной программы:
Исследования К. Э. Циолковского по теории реактивного движения написаны с широким размахом и необычайным взлётом фантазии. "Избави меня боже претендовать на полное решение вопроса, - говорил он, - Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчёт, и уже, в конце концов, исполнение венчает мысль".
Отдавшись мечте о межпланетных путешествиях, К. Э. Циолковский писал: "Сначала можно летать на ракете вокруг Земли, затем можно описать тот или иной путь относительно Солнца, достигнуть желаемой планеты, приблизиться или удалиться от Солнца, упасть на него или уйти совсем, сделавшись кометой, блуждающей многие тысячи лет во мраке, среди звёзд, до приближения к одной из них, которая сделается для путешественников или их потомков новым Солнцем.
Человечество образует ряд межпланетных баз вокруг Солнца, использовав в качестве материала для них блуждающие в пространстве астероиды (маленькие луны).
Реактивные приборы завоюют людям беспредельные пространства и дадут солнечную энергию в два миллиарда раз большую, чем та, которую человечество имеет на Земле. Кроме тoгo, возможно достижение и других солнц, до которых реактивные поезда дойдут в течение нескольких десятков тысяч лет.
Фантастический полёт ракеты Циолковского в мировом пространстве
Лучшая часть человечества, по всей вероятности, никогда не погибнет, но будет переселяться от солнца к солнцу, по мере их погасания... Нет конца жизни, конца разуму и совершенствованию человечества. Прогресс его вечен. А если это так, то невозможно сомневаться и в достижении бессмертия".
Сочинение К. Э. Циолковского о составной пассажирской ракете 2017 года читается, как увлекательнейший роман. Описания жизни людей в среде без тяжести поразительны по остроумию и проницательности. Так и хочется погулять по садам и оранжереям, которые летят в безвоздушном пространстве быстрее современного артиллерийского снаряда!
Основные работы К. Э. Циолковского теперь хорошо известны за рубежом. Так, например, известный учёный и исследователь реактивного движения в космическом пространстве профессор Герман Оберг писал в 1929 г. К. Э. Циолковскому: "Многоуважаемый коллега! Большое спасибо за присланный мне письменный материал. Я, разумеется, самый последний, кто стал бы оспаривать Ваше первенство и Ваши услуги по делу ракет, и я только сожалею, что я не раньше 1925 года услышал о Вас. Я был бы, наверное, в моих собственных работах сегодня гораздо дальше и обошёлся бы без тех многих напрасных трудов, зная Ваши превосходные работы".
В другом письме тот же Оберт говорит: "Вы зажгли огонь, и мы не дадим ему погаснуть, но приложим все усилия, чтобы исполнилась величайшая мечта человечества". Ракеты К. Э. Циолковского подробно описаны в ряде научных и популярных журналов и книг.
В технических журналах за рубежом в 1928-1929 гг. была проведена широкая дискуссия по обоснованию вывода основного уравнения ракеты. Итоги дискуссии показали полную и безупречную справедливость формулы К. Э.. Циолковского для закона движения ракеты в пространстве без тяготения и без сопротивления среды. Его гипотеза о постоянстве относительной скорости отброса частиц из корпуса ракеты принята в большинстве теоретических исследований учёных всех стран.
Научные интересы К. Э. Циолковского вовсе не ограничивались вопросами реактивного движения, но к созданию теории полёта ракеты он последовательно возвращался всю свою творческую жизнь. После работы "Исследование мировых пространств реактивными приборами", опубликованной в 1903 г., К. Э. Циолковский печатает в журнале "Воздухоплаватель" в 1910 г. статью "Реактивный прибор как средства полёта в пустоте и. в атмосфере". В 1911 - 1914 гг. появились три работы К. Э. Циолковского о космических полётах. После Великой Октябрьской социалистической революции его научная деятельность получила более широкий размах. Он переиздаёт с дополнениями свои основные работы по ракетам. В 1927 г. он печатает работу о космической ракете (опытная подготовка), затем работу "Ракетные космические поезда", где даётся подробное исследование движения составных ракет. Несколько статей он посвящает теории реактивного аэроплана:
"Основной мотив моей жизни, - говорил К. Э. Циолковский, - не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперёд. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы, но я надеюсь, что мои работы - может быть, скоро, а может быть, и в отдалённом будущем - дадут обществу горы хлеба и бездну могущества". Эта настойчивость исканий - стремление создавать новое, забота о счастье и прогрессе всего человечества - определяла всё содержание жизни этого замечательного человека. Долгое время имя К. Э. Циолковского оставалось малоизвестным даже в России. Его считали чудаком-фантазёром, мечтателем-идеалистом. Научные заслуги К. Э. Циолковского получили свою истинную оценку только после Великой Октябрьской социалистической революции.
За шесть дней до своей смерти, 13 сентября 1935 г., К. Э. Циолковский писал в письме к И. В. Сталину: "До революции моя мечта не могла осуществиться. Лишь Октябрь принёс признание трудам самоучки: лишь советская власть и партия Ленина - Сталина оказали мне действенную помощь. Я почувствовал любовь народных масс, и это давало мне силы продолжать работу, уже будучи больным... Все свои труды по авиации, ракетоплаванию и межпланетным сообщениям передаю партии большевиков и советской власти - подлинным руководителям прогресса человеческой культуры. Уверен, что они успешно закончат мои труды".
Те, кто были до...
Галилео Галилей (1564 - 1642 гг.),
выдающийся итальянский учёный,
изобретатель телескопа.
Галилей увидел, что поверхность Луны не была идеально ровной. На ней были кратеры, горы и равнины.
На Солнце обнаружились пятна, а вокруг Юпитера вращались спутники.
Галилей открыл фазы у Венеры. Кроме того, стало возможным наблюдать тысячи невидимых прежде звезд.
Телескоп дал Галилею доказательства, что мы живем на Земле, которая вращается вокруг Солнца и которая всего лишь планета, а не центр мироздания.
Свои воззрения Галилей обнародовал в книге "Звездный вестник", где ещё и подтвердил гипотезу Коперника о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Выход книги стоил Галилею свободы: пожилой ученый был лишен свободы перемещения и помещен до конца жизни под домашний арест!
После этой "ереси" Галилей был подвергнут суду инквизиции, вынудившей его официально отречься от своих взглядов.
«Галилей отвечает на вопросы инквизиции». Кристиано Банти, 1857г.
Но, говорят, что Галилей и на суде пробормотал про себя: "А все-таки она вертится!"
Те, кто были до...
Николай Коперник (1473-1543),
великий польский астроном,
первым доказал, что Земля вращается вокруг Солнца.
Николай Коперник родился в небольшом польском городе Торунь. Среди современников был известен как государственный деятель, искусный врач, знаток и реформатор астрономии.
Коперник был всесторонне образованным человеком.
Почти полтора тысячелетия до рождения Коперника существовала теория системы устройства мира, предложенная древнегреческим ученым Клавдием Птолемеем. Она заключались в том, что Земля неподвижно покоится в центре Вселенной, а Солнце и другие планеты вращаются вокруг нее. В те времена теория Птолемея хорошо согласовалась с учением католической церкви.
Наблюдая движение небесных тел, Коперник пришел к выводу, что теория Птолемея неверна.
После долгих наблюдений и сложных математических расчетов Коперник доказал, что Земля - это только одна из планет, что все планеты обращаются вокруг Солнца. Находясь на Земле, нам кажется, что Земля неподвижна, а Солнце движется вокруг нее. На самом же деле Земля движется вокруг Солнца и в течение года совершает полный оборот по своей орбите.
Николай Коперник тридцать лет работал над книгой «Об обращениях небесных сфер», где он обосновал создание новой теории системы устройства мира.
Коперник был при смерти, когда друзья принесли ему первый экземпляр изданной его книги «Об обращениях небесных сфер».
Его труд сначала свободно распространялся среди ученых. Когда же у Коперника появились последователи, его учение было объявлено ересью, а книга была запрещена.
Однако истинное значение системы Коперника не только для астрономии, но и для науки вообще, было вскоре широко понято. Сегодня, в признание заслуги Николая Коперника перед человечеством, именем Коперника назван кратер на Луне.