Всемирный день космонавтики (фоторепортаж)

Катенёв Валентин Львович аватар
Не на сайте
Был на сайте: 5 лет 4 месяцев назад
Зарегистрирован: 22.03.2008 - 22:15
Публикации: 54876

Всемирный день космонавтики (фоторепортаж)

 

Родился 9 марта 1934 года в городе Гжатск (ныне Гагарин) Гжатского (ныне Гагаринского) района Смоленской области в семье колхозника. Отец - Алексей Иванович Гагарин. Мать - Анна Тимофеевна Гагарина.

Обращаясь ко всем жителям Земли перед стартом 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич сказал: "Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов!
Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно "сказать вам в эти последние минуты перед стартом! Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. Сами понимаете, трудно разобраться в чувствах сейчас, когда очень близко подошел час испытания, к которому мы готовились долго и страстно. Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полет. Радость! Нет, это была не только радость. Гордость! Нет, это была не только гордость. Я испытал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой - можно ли мечтать о большем!
Но вслед за этим я подумал о той колоссальной ответственности, которая легла на меня. Первым совершить то, о чем мечтали поколения людей, первым проложить дорогу человечеству в космос. Счастлив ли я, отправляясь в космический полет! Конечно, счастлив. Ведь во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях..."
Через час с небольшим он станет самым известным человеком Земли, но первый виток вокруг Земли космического корабля с человеком на борту был заслугой многих и многих людей и в первую очередь генерального конструктора космических кораблей Сергея Павловича Королева. Заглянем в историю и просмотрим, как покорялся космос человеку.

День космонавтики и авиации (145 фото)

Титов Герман Степанович родился в с. Верхнее Жилино Косихинского района Алтайского края, лётчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза . Член КПСС с 1961. В 1957 окончил Сталинградское военное авиационное училище. Проходил службу в авиационных частях Ленинградского военного округа. С 1960 в отряде космонавтов. 6-7 августа 1961 совершил второй в истории человечества орбитальный полёт в космос на космическом корабле "Восток-2". За 25 ч 11 мин корабль сделал свыше 17 оборотов вокруг Земли, пролетев свыше 700 тысяч км. В 1968 окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского, в 1972 - Военную академию Генштаба им. К. Е. Ворошилова. Депутат Верховного Совета СССР 6-го и 7-го созывов. Награжден 2 орденами Ленина, медалями, а также многими иностранными орденами. Титову присвоены звания Героя Социалистического Труда НРБ, Героя Труда ДРВ, Героя МНР. Именем Титова назван кратер на обратной стороне Луны.

День космонавтики и авиации (145 фото)

Всех космонавтов и авиаторов администрация жмотов.нет поздравляет с профессиональным праздником!

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

 

День космонавтики и авиации (145 фото)

Бе́лка и Стре́лка - беспородные собаки, запущенные в космос на советском корабле «Спутник-5», прототипе космического корабля «Восток», и находившиеся там с 19 по 20 августа 1960 года .
Целью эксперимента по запуску животных в космос была проверка эффективности систем жизнеобеспечения в космосе и исследование влияния космического излучения на живые организмы.
Собаки Белка и Стрелка - первые живые существа, благополучно вернувшиеся на Землю после орбитального полёта (ранее - 28 мая 1959 года - кратковременный суборбитальный космический полёт совершили шимпанзе Эйбл и Бейкер, отправленные с мыса Канаверал). Через несколько месяцев у Стрелки родились шесть здоровых щенков. Одного из них попросил лично Н. С. Хрущёв. Он отправил его в подарок Каролин Кеннеди, дочери президента США Джона Кеннеди.

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

Восток - наименование серии советских космических кораблей, предназначенных для полётов по околоземной орбите. Создавались под руководством генерального конструктора ОКБ-1 Сергея Павловича Королёва с 1958 по 1963 год.

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

 
 
 

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

 

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

 

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

 

 

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

 

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

 

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

 
 
 

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

 

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

 
 

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

День космонавтики и авиации (145 фото)

Катенёв Валентин Львович аватар
Не на сайте
Был на сайте: 5 лет 4 месяцев назад
Зарегистрирован: 22.03.2008 - 22:15
Публикации: 54876

Наверное никто не улыбался так как ОН...

e1337eb6a907.jpg

bee3a4aa6d09.jpg


844ee2342090.jpg

b1050838367f.jpg

c2c07027f5a1.jpg

5854c1da7d4c.jpg

149c832f3dd0.jpg

02394ee70c1e.jpg

3b181e46219a.jpg

f181cb6cde21.jpg

273925365cf1.jpg

f553671eaa4a.jpg

5ac26d717a06.jpg

c107f15aeedd.jpg

2c799344d0bc.jpg

969c4df849e0.jpg

660665f20612.jpg

88a2de4a4261.jpg

Катенёв Валентин Львович аватар
Не на сайте
Был на сайте: 5 лет 4 месяцев назад
Зарегистрирован: 22.03.2008 - 22:15
Публикации: 54876

 

.Он сказал "Поехали!" И началась новая эра в истории человечества.

картинка
картинка
картинка
картинка
картинка
картинка
картинка
картинка
картинка
картинка
картинка
картинка
картинка
картинка
картинка
картинка
картинка
картинка
картинка
картинка
картинка
картинка
картинка
картинка
картинка
картинка
картинка
картинка
картинка
картинка
картинка
картинка
картинка
картинка
картинка
Катенёв Валентин Львович аватар
Не на сайте
Был на сайте: 5 лет 4 месяцев назад
Зарегистрирован: 22.03.2008 - 22:15
Публикации: 54876

 

Собаки - космонавты  

Говорят, что Юрий Гагарин уже после своего полёта на каком-то банкете произнес фразу, которая стала печатной только в наше время. "До сих пор не пойму, - сказал он, - кто я: "первый человек" или "последняя собака". Произнесенное сочли за шутку, но, как известно, в каждой шутке есть доля правды. Дорогу в космос Юрию Гагарину прокладывали... собаки. Околоземные орбиты были обжиты ими. Они гавкали на человечество с высоты и замирали от шока. В нашей памяти сохранилось немного собачьих имен, связанных с космосом...
В начале шестидесятых не было в мире более популярных собак, чем советские дворняги - Белка и Стрелка. Еще бы! Им впервые удалось в настоящем космическом корабле больше суток летать вокруг планеты и вернуться домой живыми и невредимыми! Слава двух беспородных собак была настолько велика, что одного из щенков Стрелки, кудлатенького Пушка, по личному распоряжению Никиты Хрущева отправили за океан жене американского президента Джона Кеннеди красавице Жаклин - на память. Кроме нескольких десятков специалистов, никто в те времена не знал: для того, чтобы полёт Белки и Стрелки удался, было загублено восемнадцать собачьих жизней.
Выяснять, как перенесет живое существо полёт на ракете, Сергей Павлович Королев начал почти сразу после того, как на советских заводах удалось воспроизвести трофейное фашистское оружие - ракету Вернера фон Брауна ("Фау-2"). В качестве подопытных взяли собак: отечественные физиологи издавна использовали их для опытов, знали, как они себя ведут, понимали особенности строения организма. Кроме того, собаки не капризны, их легко тренировать.
Первый отряд собак - кандидатов на полёты в космос - набирали... в подворотнях. Это были обычные бесхозные собаки. Их отлавливали и направляли в питомник, откуда распределяли по научно-исследовательским институтам. Институт авиационной медицины получал собак строго по заданным стандартам: не тяжелее 6 килограммов (кабина ракеты была рассчитана на маленький вес) и ростом не выше 35 сантиметров. Почему набирали дворняг? Медики считали, что они с первого дня вынуждены бороться за выживание, к тому же неприхотливы и очень быстро привыкают к персоналу, что было равносильно дрессуре. Помня, что собакам придется "красоваться" на страницах газет, отбирали "объекты" покрасивее, постройнее и с интеллектуальными мордашками.
Готовили космических первопроходцев в Москве на задворках стадиона "Динамо" - в красно-кирпичном особнячке, до революции именовавшемся гостиница "Мавритания". В советские времена гостиница оказалась за забором военного Института авиационной и космической медицины. Опыты, проводившиеся в бывших апартаментах, строго засекретили.

Первый собачий старт состоялся 22 июля 1951 года на полигоне Капустин Яр.
…Четыре утра. Над сухой степью пробивается серый рассвет. Но положенной для такого раннего часа тишины нет и в помине. У пузатой ракеты (Р-1), воткнутой в цементную тарелку стартового стола, копошатся инженеры. Начальство обступило двух псов - Дезика и Цыгана, им предстоит занять место на самой верхушке грозного сооружения. Дворняги одеты в специальные костюмы, помогающие удержать на теле датчики, и накормлены тушеным мясом, молоком и хлебом. Решительный Королев в модном пиджаке с накладными плечами берет под руку руководителя медицинской программы Владимира Яздовского: -Знаешь, а вдруг собаки чужих рук не послушаются? Я человек суеверный, полезай сам!.. Яздовский с механиком Воронковым забираются на верх - туда, где распахнут люк кабины. Им подают псов, уже вставленных в специальные лотки. Щелкают замки. Яздовский на прощание проводит рукой по собачьим мордам: - Удачи! Уже видны солнечные лучики, пробивающиеся из-за горизонта. В эти минуты воздух особенно чист и прозрачен, значит, хорошо будет видна взмывающая ввысь ракета. Старт. Минут через пятнадцать на горизонте виден безмятежно белый парашют. Все несутся к месту приземления контейнера с собаками, заглядывают в иллюминатор: живы! живы!...

Наверное, именно в тот день и была решена судьба пилотируемой космонавтики - живые существа могут летать на ракетах!
Спустя неделю во время второго испытания Дезик и его напарница Лиса погибли - не раскрылся парашют. Так был открыт скорбный список жертв космоса.

Тогда же было решено напарника Дезика - Цыгана больше в полёт не отправлять, сохранить для истории. Пса пригрел у себя дома председатель Госкомиссии академик Благонравов. Говорят, что первый четвероногий путешественник отличался суровым нравом и до конца дней своих был признан лидером среди окрестных собак. Однажды виварий инспектировал солидный генерал. Цыгану, имевшему право разгуливать по помещению в любое время, проверяющий пришелся не по душе, и он тяпнул того за лампас. Но генералу пнуть собачонку в ответ не дали: как-никак космонавт!
Всего с июля 1951-го по сентябрь 1962-го состоялось 29 собачьих полётов в стратосферу на высоту 100-150 километров. Восемь из них закончились трагически. Собаки гибли от разгерметизации кабины, отказа парашютной системы, неполадок в системе жизнеобеспечения. Увы, им не досталось даже сотой доли той славы, которой покрыли себя их четвероногих коллеги, побывавшие на орбите. Пусть и посмертно…
Впрочем, несмотря на секретность, за политкорректностью спецслужбы следили тщательно. Среди испытателей была собачка по кличке Маркиза. Когда пришел ее черед отправляться ввысь начальство потребовало кличку сменить, а вдруг какая-нибудь настоящая маркизу прознает и обидится! Международный скандал выйдет. Маркизу переименовали в Белую.
А первой "рассекреченной" собакой стала дворняга Лайка. После 1957 года, когда на орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли, Хрущев потребовал от Королева следующего, не менее эффектного старта. Главный конструктор решил отправить на втором спутнике собаку. Было ясно - это камикадзе: тогда возвращать корабль из космического полёта еще не умели. Из десятка тренированных "испытатели" отобрали сначала троих - Альбину, Лайку и Муху.
-Альбина уже дважды летала и достаточно послужила науке, - разказывал мне Владимир Иванович Яздовский. - К тому же у нее были забавные щенки. Решили ее пожалеть. В качестве космонавта выбрали двухлетнюю Лайку.
Была она славной, спокойной, ласковой. Жалко было ее…
Готовили Лайку к полёту очень трогательно. На Байконуре стояла поздняя осень, в кабине было довольно прохладно. Врачи протянули шланг с теплым воздухом от наземного кондиционера, чтобы собака не мерзла.3 ноября 1957-го Лайка отправилась на орбиту. Телеграфное агентство Советского Союза официально сообщило, что "в соответствии с программой Международного геофизического года по научным исследованиям атмосферы, а также по изучению физических процессов и условий жизни в космическом пространстве... произведен запуск второго искусственного спутника Земли". Далее перечислялось, какая исследовательская аппаратура находится на борту спутника, и между делом было сказано, что кроме всего спутник несет "герметичный контейнер с подопытным животным (собакой)...". Имя собаки обнародовали только через день. Никто тогда не знал, что у собаки, чьи портреты появились во всех газетах, билет в один конец. Больше того, когда напечатали ее портрет, она уже была мертва. Все, кто был причастен к эксперименту, знали, что жить Лайке в космосе три-четыре часа. Ни о каком недельном полёте не могло быть и речи. В конструкции кабины была допущена серьезная техническая ошибка. Переделывать было поздно. Для экспериментаторов важно было, как собака перенесет вывод на орбиту и те несколько витков, которые она будет жить и которые дадут ценную телеметрию.

Лайка несколько часов прожила в невесомости, а потом, как гласят официальные сообщения, "космонавтку" усыпили. Но это было благообразное вранье. Собака перегрелась в полёте и предположительно погибла от жары и удушья на четвертом витке. Между тем, газеты и радио по нескольку раз в день докладывали о самочувствии... уже мертвой собачки.
Еще несколько месяцев второй советский спутник с погибшей Лайкой накручивал витки и только в апреле 1958-го он вошел в плотные слои атмосферы и сгорел.
Когда английское Общество защиты животных выразило протест по поводу мученической смерти собак, советская промышленность в ответ срочно выпустила сигареты «Лайка» с изображением легендарной собачки.
 

После старта Лайки в Советском Союзе почти три года не отправляли на орбиту биологические объекты: шла разработка возвращаемого корабля, оснащенного системами жизнеобеспечения. В начале 1960-го он был разработан. На ком его испытывать? Конечно, на тех же собаках! В полёты на космическом корабле было решено отправлять только самок. Объяснение самое простое: для женской особи проще сделать скафандр с системой приема мочи и кала.

1960 год для космодрома Байконур был радостным и трагичным.
26 октября на стартовом столе взорвалась и сгорела боевая межконтинентальная баллистическая ракета Р-16. В огне погибли 92 человека, в том числе и Главнокомандующий ракетными войсками маршал артиллерии Митрофан Иванович Неделин. Официально было сообщено, что он погиб в авиакатастрофе.
А за пятнадцать дней до этой трагедии ЦК КПСС принял секретное решение о полёте человека в космос. Назначался и срок - декабрь 1960 года.
К полёту уже все было готово. Оставалось выполнить одно условие: в космос должны успешно слетать два корабля с собаками.
О первом таком собачьем экспериментальном полёте в космическом корабле советская пресса аккуратно промолчала. Помня о "всенародном возмущении" по поводу использования собак в экспериментах, все пуски ракет засекретили. Решено было сообщать о них только при удачном исходе.
Следующие собаки-космонавты - Лисичка и Чайка - должны были возвратиться на Землю в целости и сохранности, их спускаемый аппарат был защищен теплоизоляцией. Ласковая рыжая Лисичка очень понравилась Королеву. В момент примерки собаки к катапультируемой капсуле спускаемого аппарата он подошел, взял ее на руки, погладил и сказал: «Я так хочу, чтобы ты вернулась». Однако собаке не удалось выполнить пожелание главного конструктора - 28 июля 1960 года на 19-й секунде полёта у ракеты "Восток 8К72" отвалился боковой блок первой ступени, она упала и взорвалась. Один из инженеров проворчал: «Нельзя было сажать на ракету рыжую собачку». Никаких сообщений в прессе о неудавшемся запуске 28 июля не появилось.
Их дублеры удачно слетали на следующем корабле и стали знаменитыми. 20 августа 1960 года было объявлено, что "совершил мягкую посадку спускаемый аппарат и на землю благополучно возвратились собаки Белка и Стрелка" . Они были уже настоящими космонавтами. К тому времени отработали методику тренировок биокосмонавтов.
Белка и Стрелка стали всеобщими любимцами. Их возили по детским садам, школам, детским домам. Журналистам на пресс-конференциях давали возможность собачек потрогать, но предупреждали: как бы ненароком не цапнули.
Ученые не ограничивались лишь космическими экспериментами и продолжали исследования на земле. Теперь предстояло выяснить, повлиял ли полёт в космос на генетику животного. Стрелка дважды приносила здоровое потомство, милых щенят, которых мечтал бы приобрести каждый. Но все было строго... Каждый щенок был на учете, и за него персонально отвечали. В августе 1961 года одного из них попросил лично Никита Сергеевич Хрущев. Он отправил его в подарок Жаклин Кеннеди, жене президента США. Так что, возможно, и на американской земле до сих пор водится потомство космонавта Стрелки. Остатки своей жизни Белка и Стрелка провели в институте и умерли своей смертью.

Отряд собак-космонавтов стремительно пополнялся. Вслед за Белкой и Стрелкой дорогу в космос должны были прокладывать Пчелка и Мушка.
Тут следует сделать небольшое отступление. Все спускаемые аппараты, вплоть до корабля Гагарина, были оборудованы системой аварийного подрыва объекта (АПО), которая должна была сработать в том случае, если приземление планировалось вне территории СССР. Чтобы спускаемый аппарат не попал в чужие руки, встроенный заряд тротила должен был разрушить его еще до входа в атмосферу. Все не уничтоженные взрывчаткой государственные тайны сгорали бы в атмосфере. Подобная система не устанавливалась только на пилотируемые корабли, собаки же приравнивались к прочему секретному оборудованию.
Пуск корабля с Пчелкой и Мушкой состоялся 1 декабря 1960 года. Если о предыдущих полетах сообщалось задним числом, то о Пчелке и Мушке голосом Левитана вещали все радиостанции Советского Союза. Последнее сообщение ТАСС было следующим: «К 12 часам московского времени 2 декабря 1960 года третий советский корабль-спутник продолжал свое движение вокруг земного шара… Была подана

команда на спуск корабля-спутника на Землю. В связи со снижением по нерасчетной траектории корабль-спутник прекратил свое существование при входе в плотные слои атмосферы. Последняя ступень ракетыносителя продолжает свое движение по прежней орбите». Задавать вопросы, что такое эта нерасчетная траектория, которая прекращает полет корабля, тогда было не принято.

А произошло вот что. Из-за небольшого дефекта тормозной импульс оказался существенно меньше расчетного, траектория спуска оказалась растянутой.
Следовательно, спускаемый аппарат должен был войти в атмосферу несколько позже расчетного времени и вылететь за пределы территории СССР.
Как работает АПО? По команде на спуск одновременно со срабатыванием тормозных двигателей включается часовой механизм взрывного устройства. Отключить адский механизм может только датчик перегрузки, который срабатывает только при входе спускаемого аппарата в атмосферу. В случае с Пчелкой и Мушкой в расчетное время спасительный сигнал, разрывающий цепь взрывателя, не поступил, и спускаемый аппарат вместе с собаками превратился в тучу мелких осколков в верхних слоях атмосферы. Удовлетворение получили только разработчики системы АПО: им удалось в реальных условиях подтвердить ее надежность. В дальнейшем система без особых изменений перекочевала на борт секретных кораблей-разведчиков.

Через 20 дней, 22 декабря, стартовал очередной корабль с живым экипажем - собаками Шуткой и Кометой, крысами и мышами. На последнем этапе выведения отказал двигатель третьей ступени, спускаемый аппарат отделился от корабля и, по расчетам баллистиков, приземлился в Якутии. Надежды обнаружить собак живыми не было: даже если бы аппарат уцелел на активном участке, собаки должны были быть выброшены катапультой в неутепленном контейнере на 40-градусный якутский мороз. Тем не менее в Якутию отбыла спасательная экспедиция. На четвертые сутки она обнаружила недалеко от города Тура цветные парашюты. Спускаемый аппарат лежал невредимый, и к его разминированию приступили саперы. Выяснилось, что при спуске отказала система катапультирования, что чудесным образом спасло собакам жизнь. Они отлично себя чувствовали внутри защищенного теплоизоляцией спускаемого аппарата. Шутка и Комета были извлечены, завернуты в тулуп и срочно отправлены в Москву как самый ценный груз. На этот раз никаких сообщений ТАСС по поводу неудавшегося пуска не было.
Сергей Павлович Королев не отступился от своего решения: два удачных старта - и летит человек. На следующих кораблях собак запускали уже по одной.
9 марта 1961 года в космос ушла Чернушка. Собаке предстояло совершить один виток вокруг земли и вернуться - точная модель полёта человека. Все прошло удачно.
25 марта стартовала Звездочка. И ей предстояло выполнить один оборот и приземлиться. Полет закончился удачно. Именно на ней отрабатывали все этапы полёта, которые предстояло чуть позже выполнить первому космонавту-человеку.
Больше собакам подняться в космос было не суждено. Собаки свое отработали. До старта человека в космос оставалось 18 дней.

 

Катенёв Валентин Львович аватар
Не на сайте
Был на сайте: 5 лет 4 месяцев назад
Зарегистрирован: 22.03.2008 - 22:15
Публикации: 54876

 

"Вояджеры", космические аппараты,

достигшие границы Солнечной системы.

"Вояджеры" были запущены в 1977 году для исследования дальних планет Солнечной системы. Аппараты, однако, функционируют и присылают данные до сих пор.

13 февраля 1990 года — Достигший границ Солнечной системы Voyager I впервые фотографирует её «со стороны»

Иллюстрация выхода космических аппаратов за пределы солнечной системы


У Солнечной системы нет точно определенной границы. Можно считать, что ею является граница гелиосферы - огромного пузыря в пространстве, заполненного солнечным ветром - потоком заряженных частиц, постоянно выбрасываемых Солнцем во все стороны с огромной скоростью. Чем дальше от Солнца, тем более ослабевает солнечный ветер за счет встречного давления межзвездного газа.
 
На определенном расстоянии скорость солнечного ветра резко падает и перестает быть сверхзвуковой. Область (практически поверхность), в которой это происходит, называется границей ударной волны. Это и есть граница, которую пересекли "Вояджеры". Можно считать ее границей внутренней гелиосферы.
Далее идет область гелиосферы, в которой солнечный ветер движется с дозвуковой скоростью. Она заканчивается, когда ионы солнечного ветра тормозятся еще более и практически останавливаются. Граница, на которой это происходит, называется гелиопаузой - это окончательная (еще не достигнутая) граница гелиосферы. За ее пределами начинается межзвездное пространство.

На границе Солнечной системы "Вояджер-2" столкнулся с аномалиями.

"Вояджер-2" подтвердил, что гелиосфера - не идеальный шар, она сплющена: ее южная граница находится ближе к Солнцу, чем северная. Кроме того, аппарат сделал еще одно неожиданное наблюдение.
Торможение солнечного ветра за счет противодействия межзвездного газа должно было бы приводить к резкому повышению температуры и плотности плазмы ветра.
Действительно, на границе ударной волны температура была выше, чем во внутренней гелиосфере. Но  это все равно в десять раз меньше, чем ожидалось.
Чем вызвано расхождение и куда девается энергия, неизвестно.
Ученые надеются, что связь с "Вояджерами" удастся поддерживать и после того, как они пересекут гелиопаузу.

Voyager I продолжает свой путь в неизвестность

Катенёв Валентин Львович аватар
Не на сайте
Был на сайте: 5 лет 4 месяцев назад
Зарегистрирован: 22.03.2008 - 22:15
Публикации: 54876

 

Реактивный ранец для выхода в открытый космос без привязи и страховки.

 


Выход в космос до сих пор считается большим событием, связанным с особым риском для жизни космонавтов. Поэтому космическим туристам пока ещё не могут разрешить это развлечение. Организаторы 

 Алексей Леонов

космического турне считают, что данная услуга слишком опасна и не вписывается в сумму путевки в космос в $20 млн. Так что покидать космический корабль в ближайшем будущем смогут лишь избранные. И только в связи с крайней необходимостью, например, для внешнего осмотра или ремонта космического корабля.

В первые годы освоения космоса космонавты для подстраховки всегда «привязывались» к кораблю специальными высокопрочными фалами*, которые имели ограниченную длину. Первым из землян в открытый космос вышел советский космонавт Алексей Леонов в марте 1965 года.



И только через 20 лет, в 1984 году был совершён первый автономный выход в открытый космос. Совершил его американский астронавт Брюс Мак Кэндлес. Он покинул космический челнок «Челленджер», находившийся на высоте 264 км над Гавайями в скафандре с автономной ранцевой двигательной установкой.

 

 

 

 

Разработка этого космического костюма обошлась в 15 миллионов долларов, но зато космонавт мог удалиться от корабля более чем на 100 метров. Первое испытание ранцевого двигателя в открытом космосе увенчалось успехом.
Ранцевые двигатели неоднократно дорабатывались и находили широкое применение,  как в мирной жизни, так и в военном деле.
В 1994 году американскими астронавтами была успешно испытана в открытом космосе усовершенствованная ранцевая система EVA Rescue – управляемая система с небольшими реактивными двигателями.
Теперь астронавты могут свободно летать в космосе без какого-либо соединения с космическим кораблем.

Фал* - металлические, синтетические или пеньковые тросы. Фал выдерживает большую нагрузку при работе.

Катенёв Валентин Львович аватар
Не на сайте
Был на сайте: 5 лет 4 месяцев назад
Зарегистрирован: 22.03.2008 - 22:15
Публикации: 54876

 

Подготовка к полету человека в космос.

После успешного запуска в космос собаки Лайки, стало понятно, что и в  возвращаемых на Землю космических кораблях-спутниках до человека должны слетать собаки.


Задание подготовить собак для суточного полёта с возвращением на Землю вызвало у медиков прилив энтузиазма. Хотя они гордились экспериментом с Лайкой, полёт её всё-таки оставил в душе некий неприятный осадок. Ведь сам по себе запуск и получение информации – всё очень здорово. Но когда ты понимаешь, что нельзя вернуть эту Лайку,  что она там погибнет, и ты ничего не можешь сделать, и никто не может её вернуть, потому что нет системы для возвращения, - это какое-то очень тяжёлое ощущение, ранее не известное биологам…
С возвращением – это совсем другое дело, и отношение к собакам совсем другое! Быстро отобрали двенадцать дворняг и тренировали их очень тщательно, приучали к контейнеру, собачьим скафандрам, перегрузкам, вибрациям и, в конце концов, после отборочных испытаний выбрали двух милых сучек – Лисичку и Чайку. Вместе с ними должны были лететь две крысы и 13 белых мышей, причём у каждой зверушки была своя программа!
В катапультируемом контейнере, рядом с собаками, удалось разместить  клетку с шестью чёрными и шестью белыми мышами и маленьким роем мух-дрозофил. Схема поубавилась бы, знай, что именно в этот день ракета со вторым космическим кораблём на борту не вышла на орбиту. Это случилось на начальном участке выведения, довольно низко, спускаемый аппарат успел отделиться от носителя, но парашюты не наполнились. Животные погибли от удара «шарика» об Землю…


Позднее конструктор космических кораблей, лётчик-космонавт Феоктистов напишет: « Не стоит думать, что полёты, закончившиеся неудачей, не были успешными испытаниями. Успехов любого из них – это не только, когда всё работает безупречно, но и когда всё ясно в отношении любого из отказов. Ясны причины, ясен путь к устранению дефектов. Так что в этом смысле все лётные испытания у нас были успешными».
__________________________________________
Кстати, чуть отставая от советской космической программы, в США тоже велись  испытания по подготовке к полёту человека в космос. Дело у «американов» не очень клеилось: в июле – взрыв на 65 секунде полёта, в ноябре корабль не отделился от ракеты и вместе они упали в океан, потом пожар на старте.  Американские медики выбрали для своих экспериментов не собак, а обезьян. Уже в десятый экспериментальный американский корабль «Меркурий»,  посадили шимпанзе Хэма. Бедной обезьянке досталось крепко.

Сначала – аварийный разгон, во время которого 18 кратные перегрузки чуть ни до смерти задушили Хэма. Потом испортилось устройство, которое «наказывало» шимпанзе ударом тока, если он неверно и за правильные действия с кнопками и рычагами – трудно даже представить себе, что думал Хэм о людях в минуты, когда его било током за любые действия! На спуске сорвался тепловой экран, и Хэм чуть не изжарился в своей капсуле, которая свалилась в океан более чем в 200 километрах от расчётной точки. Капсула подтекала, а нашли чуть живого полузатопленного Хэма только через три часа после приводнения.
________________________________________

После аварийного старта с двумя собачками новый старт космического корабля «Восток» состоялся через три недели, 19 августа 1960 года. За эти три недели создатели ракеты устранили причину аварии. В этот полёт, кроме собак Белки и Стрелки, отправились крысы, мыши и черепахи. Установленная внутри спутника телекамера позволяла наблюдать собак.
Невесомость собачек ошеломила, они как-то поникли, опустили головы и лапки, и, если бы не датчики пульса и дыхания, не разберёшь, живы ли. Потом ожили, но движения иногда были какие-то судорожные. Учёные-медики ходили мрачные: на четвёртом витке Белка билась, её рвало. Теперь стало понятно, что человека первый раз надо посылать на один виток, не больше.
Не пройдёт и года, как старт Гагарина заставит многих забыть про полёт Стрелки и Белки. А между тем это была большая и важная победа. «Восток» со всей его живностью был первым космическим объектом, который летал в космосе и вернулся на Землю, а живые его обитатели – первыми существами, которые совершили внеземное путешествие и остались целы.


И всё-таки Генеральный конструктор Сергей Павлович Королёв решает, что нужно провести ещё  спуски, прервать эту чересполосицу успехов и неудач, доказать всем, что процесс «обкатки» и «доводки» окончен, что все возможные неприятности исчерпаны, все изъяны выявлены и устранены, что космический корабль надёжен.

Последний пуск перед полётом человека в космос – «генеральную репетицию» - Королёв назначает на 25 марта. Решено было пригласить на этот запуск «шестёрку» космонавтов из первого отряда…
Космодром поразил молодых космонавтов. Огромное пространство монтажно-испытательного корпуса, ракета, лежащая в могучих объятиях установщика, гигантский стартовый комплекс  с  пропастью пламеотводного канала – всё это казалось чем-то фантастическим.
"- С каким-то смешанным чувством благоговения и восхищения смотрел я на гигантское сооружение, подобно башне возвышающееся на космодроме, - вспоминал потом Первый космонавт Земли Юрий Гагарин. – Вокруг него хлопотали люди, выглядевшие совсем маленькими. С интересом я наблюдал за их последними приготовлениями к старту…"
И раздался грохот, раздирающий небеса, и излился свет, затмевающий солнце…
Манекен «Иван Иваныч», собака Звёздочка и другие биообъекты, совершив кругосветное путешествие, целыми и невредимыми вернулись на Землю.
28 марта 1961 года в конференц-зале президиума Академии наук прошла пресс-конференция по результатам исследований на пяти кораблях-спутниках. Приехало много советских и иностранных журналистов.  Толкаясь и мешая друг другу, все усердно фотографировали  Звёздочку и слетавшую до неё Чернушку, тихо повизгивавших в горячем свете перекалок. Здесь же, среди журналистов сидели Гагарин, Титов и другие космонавты. На них никто не обращал внимания!

Благополучное приземление последнего «Востока» означало, что экспериментальный период подготовки к полёту человека в космос завершён. Счёт пошёл уже на дни, на часы...


По книге Ярослава Голованова «Королёв».

Катенёв Валентин Львович аватар
Не на сайте
Был на сайте: 5 лет 4 месяцев назад
Зарегистрирован: 22.03.2008 - 22:15
Публикации: 54876

 

Интервью Героя Советского Союза Анатолия Павловича Арцебарского — лётчика-космонавта СССР, лётчика-испытателя, которое он дал специально для интернет-журнала ЗАТЕЕВО в апреле 2009 года.

Часть первая.  Как стать космонавтом?

Как попасть в отряд космонавтов?
В космонавты набирают взрослых людей, которые уже закончили институты, работают по своей специальности и успели доказать, что они - прекрасные специалисты в своём деле. В космосе работают люди самых разных  профилей, но про каждого можно уверенно сказать, что он - высокопрофессиональный лётчик, врач, инженер, учёный... 

Поэтому к заявлению в отряд космонавтов прикладывается куча всяких профессиональных рекомендаций и характеристик с места работы и учёбы. Только тех, кого отобрали как профессионала, потом приглашают на серьёзную медкомиссию и если человек достаточно здоров, то он начинает учиться по программе «Общекосмической подготовки».

ЗАТЕЕВО: Анатолий Павлович, что такое «Общекосмическая подготовка»?
А.П. Арцебарский: Общекосмическая подготовка - это когда все будущие космонавты занимаются вместе, как в школе. Только учатся они не непрерывно, а приезжают в Звёздный городок (в Центр подготовки космонавтов) на два-три месяца, учатся целыми днями, сдают  экзамены по пройденному материалу и разъезжаются по домам – дальше работать на своей основной работе и учить что-то по «космическому делу» самостоятельно. Потом опять через какое-то время снова приезжают интенсивно учиться на космонавта на два-три месяца. В таком режиме занимаются года два. Потом сдаются выпускные экзамены и те, кто успешно сдали экзамены по общекосмической подготовке, получают Диплом космонавта-испытателя и допуск к космическому полёту.

ЗАТЕЕВО: Вот Вы получили Диплом, стали космонавтом, переехали с семьёй жить в Звёздный городок. Какие занятия у Вас начались уже как у космонавта? В чём суть?
А.П. Арцебарский:  Отряд космонавтов – это отдельное подразделение, в отряде космонавтов есть свой командир, у нас был командир Волынов Борис Валентинович, вот командир отряда сразу распределил нас, новеньких,  по группам,  в зависимости от того, куда нас нацелили. И сразу же спланировали занятия.

ЗАТЕЕВО: Зачем космонавтов распределяют по группам?
А.П. Арцебарский:  Ну как-то распределить людей надо было, чтобы планировать занятие. Не толпой же на одном тренажёре заниматься. У каждой группы – своё расписание занятий.  У меня, например, на каждый день жизни в Звёздном городке был учебный план - когда какие занятия, когда физическая подготовка. А вы знаете, как много у космонавтов  поездок по учёбе? Мы всю страну объездили, прежде чем в космос полететь!
ЗАТЕЕВО:  А поездки зачем?
А.П. Арцебарский:  Например, встречались с командиром подводной лодки, с которым потом из космоса взаимодействовали, мы были в институте физики, в институте Солнца, нас возили кругом, по всем предприятиям, даже в Гидрометеоцентр возили. Чтобы быть космонавтом, нужно много знать, чтобы взаимодействовать в полёте со многими людьми. Мы ездили на Байконур - смотрели, как расположен стартовый комплекс, и ещё много всего надо своими руками пощупать, чтобы знать и понимать, как какая деталька оказалась на ракете, над которой работали десятки тысяч людей.

А ещё, например, чтобы для тебя индивидуальный скафандр сделали – надо поехать в Институт, где их делают. И это тоже не одна поездка – сначала надо ложиться в специальное кресло, там тебя заливают гипсом и всего измеряют, потом будет ещё несколько примерок. Вот так, чтобы один раз приехать и уехать – не так всё просто.

В самом Звёздном городке, кроме учебных классов  и  тренажёрных залов для физической подготовки, много было залов разных по специальной космической подготовке:  корабельный зал, тренажёрный зал для космической станции - отрабатываются навыки работы экипажа. 

Кроме этого, мы летаем, прыгаем с парашютом, занятия в гидробассейне – отработка невесомости - тоже много времени занимает. Масса тренировок – это жёсткий график подготовки и ещё психологи разные тесты подбрасывают психологические – не расслабишься!

 

ЗАТЕЕВО:  А выходные дни были?
А.П. Арцебарский:  Иногда были, по воскресеньям.  Мы  в эти «выходные» дни часто к экзаменам готовились. Учиться на космонавта и готовиться к полёту в космос – это постоянные экзамены.

ЗАТЕЕВО:  А кто принимает эти экзамены?
А.П. Арцебарский:  Их принимают разработчики систем.  Причём, каждый разработчик системы считает, что его программа самая нужная и важная и без нее корабль не полетит. И когда ты экзамен сдаёшь, то разработчик должен знать, что ты, по крайней мере,  его систему любишь, ты её изучил и знаешь. И даже если ты везде уже всё сдал и прошёл, тебя взяли в экипаж и ты готов к конкретному полёту, ты ещё сдаешь около ста экзаменов.  Мы считали, сто предполётных экзаменов набирается!

ЗАТЕЕВО:  Анатолий Павлович, может такое быть, чтобы человек учился, учился и на девяносто восьмом экзамене "сломался" – всё, не сдал что-нибудь? Или такое не бывает?
А.П. Арцебарский:  На моей памяти такого не было, потому что у людей, которые проходили отбор, с памятью всё было в порядке, могли не успевать физически и тогда давали возможность пересдать экзамен позже.
Были случаи не то, что человек не сдал, а что экипаж не сработался.  Когда в экипаже возникали конфликты и экипаж расформировывали то, как правило, из отряда космонавтов эти люди уходили – никто им другой экипаж не подбирал...

Катенёв Валентин Львович аватар
Не на сайте
Был на сайте: 5 лет 4 месяцев назад
Зарегистрирован: 22.03.2008 - 22:15
Публикации: 54876

 

Часть вторая.  Про женщину-космонавта.

ЗАТЕЕВО: Анатолий Павлович, сегодня в космосе работают смешанные международные экипажи: мужчины и женщины из разных стран выполняют общие задачи. Вы работали на советской космической станции «Мир» вместе с английской женщиной-космонавтом  Хелен Патрицией Шарман.  Как она стала космонавтом, да ещё и в составе советского экипажа?

А.П. Арцебарский:  Хелен было всего 23 года, и она работала химиком-технологом на шоколадной фабрике «Марс»! Серьёзно! Когда в Великобритании объявили открытый конкурс на место в космическом экипаже, она подала заявление. Это был очень большой конкурс, более 13 тысяч добровольцев боролись за право стать космонавтом!   В финальной стадии осталось всего два претендента – Хелен и летчик-испытатель.

ЗАТЕЕВО: А как же так получилось, что молодая девушка с шоколадной фабрики выиграла  конкурс у профессионального лётчика? Ведь, по смыслу, лётчик должен был в космос полетететь?

А.П. Арцебарский:  Понятно, что Тимати Мэйс, лётчик-испытатель, как профессионал,  казалось, на большее был способен. Но конкурс был коммерческим проектом, организаторы планировали заработать деньги на этом полёте в космос. А на полёте Хелен можно было заработать больше, ведь и компания «Марс» заплатила бы за такую необыкновенную рекламу, и телезрителям было интереснее за девушкой в космосе наблюдать, поэтому и на телевидение можно было бы права показа продать.

Но заработать никому на полёте Хелен не удалось, потому что российская сторона нарушила права эксклюзивного показа подготовки британских космонавтов.  Контракт  Великобритания разорвала, но  изменить  уже что-то было  практически невозможно, ведь Хелен тренировалась в составе экипажа, у неё своя программа и задачи были уже отработаны. Поэтому британская девушка слетала за счёт Советского Союза, ведь она была хорошо подготовлена и выполнила всю свою программу хорошо.

ЗАТЕЕВО: А что может быть за программа у девушки с шоколадной фабрики в космосе?  Она сколько там была дней?

А.П. Арцебарский: 8 дней Хелен Шарман в космосе была. Она с нами 18 мая стартовала и 26 мая прилетела. Хелен занималась вопросами по медицине, изучала влияние космоса на человека, например, эхокардиографию сердца делала. Хелен делала забор крови биологический, другие анализы, она только и успевала растворы всякие смешивать, медицинские препараты менять.

 

ЗАТЕЕВО: Хелен Шарман легко перенесла перегрузки старта  и невесомость? В чём-нибудь её реакции были очень «женскими»?
А.П. Арцебарский: За полтора года подготовки Хелен русский язык выучила и была хорошо натренированна, подготовлена, закалена, ей даже плохо не стало в полёте, как многим мужчинам плохо становится! Она, кстати, после приземления своими ногами от спускаемого аппарата шла, а некоторых мужчин-космонавтов и после недельного полёта в космосе с носилками на Земле встречают!

Была одна ситуация внештатная, когда у нас электричество на станции практически отключилось, с фонариком сидели, так Хелен взгрустнулось немножко. Но потом, когда Хелен надо было уже возвращаться на Землю вместе с двумя другими космонавтами, а мы с Сергеем Крикалёвым оставались работать на станции, она говорила: «Толя, Серёжа, придумайте что-нибудь, оставьте меня здесь, я ведь сюда уже никогда не вернусь!»

Когда пришло время расставаться, мы с Крикалёвым вот что придумали: мы включили для Хелен её любимую песню «Twist In My Sobriety», Танита Тикарам (Tanita Tikaram) поёт.  Это известная песня, Хелен она очень нравилась. Так вот, когда её корабль отстыковался, а мы оставались на станции, мы включили эту песню на станции и стали на отстыкованный модуль передавать.  Мы здесь её слушали, а Хелен – там….

Пока песня не закончилась, никто ни слова не проронил. И вот корабль уходит всё дальше, и дальше, уже точка видна и эта грустная музыка играет… Я и сегодня, много лет спустя, когда в машине, например, еду и по радио передают эту песню, у меня мурашки по коже, сразу ассоциация с уходящим кораблём.

 



ЗАТЕЕВО: А когда Хелен Шарман на Землю прилетела, чем она занималась?


А.П. Арцебарский: Хелен не вернулась на фабрику «Марс», а работала в Би-би-си (BBC – британская радио-телевещательная компания), рассказывала о космосе детям. Вышла замуж, дочку родила, но продолжает встречи, лекции читает студентам, уроки  даёт. 

Катенёв Валентин Львович аватар
Не на сайте
Был на сайте: 5 лет 4 месяцев назад
Зарегистрирован: 22.03.2008 - 22:15
Публикации: 54876

 

Академик Черток Борис Евсеевич

учёный и конструктор  ракетно-космической техники,

соратник Сергея Павловича Королёва.

 

Будущий академик Борис Евсеевич Черток родился 1 марта 1912 года в семье бухгалтера. Окончив школу, Борис пошёл работать электромонтёром и  поступил на вечернее отделение Московского энергетического института. После окончания института Черток  начал работу в конструкторском бюро Болховитинова, откуда вышли многие выдающиеся конструкторы авиа- и ракетной техники. С 1945 года Черток занимается исключительно ракетной тематикой, отработкой систем управления. 

  

Академик Борис Черток был заместителем Сергея Королева при создании первой ракеты с ядерным оружием, первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты, первой пилотируемой ракеты "Восток", первых межпланетных кораблей, первой ракеты, запущенной с атомной подводной лодки, а затем новых поколений многих космических изделий.  

Борис Евсеевич Черток - автор более 200 научных трудов. Среди наиболее значимых - "Методы повышения надежности управления движением космических аппаратов", "Опыт проектирования и разработки систем исполнительных органов для долговременных орбитальных станций", "Цифровой электрогидродинамический привод ракеты "Энергия", "The rocket streeting actuators". Академик Черток - автор уникальной исторической серии "Ракеты и люди" из четырех книг.

И сегодня, в таком почтенном возрасте, Борис Евсеевич ведёт активный образ жизни - много работает, участвует в мероприятиях Роскосмоса, пропагандирует  историю космической отрасли. Академик Черток - признаный эксперт и в современной космонавтике, его часто просят дать прогнозы на космическое будущее человечества.

Вот отрывкок из Доклада академика Бориса Чертока:

Какой будет космонавтика в 2101 году.

"Что касается Луны и Марса, то сейчас часто раздаются призывы к их покорению, как в прошлом веке был знаменитый лозунг: "Вперед, на Марс!". Но нельзя лететь к другим планетам на подручных средствах!  К сожалению, и в нашей стране, и в Америке были допущены стратегические ошибки, когда отказались от тяжелых ракет. Мы отказались от производства лучшей в мире ракеты "Энергия", стартовавшей с первой попытки, США - от "Сатурна-5", который безотказно доставлял астронавтов к Луне. 

Про Луну.

Я убежден: Луна является необходимой ступенью в развитии космонавтики. Но на Луне надо строить постоянную базу - ознакомительные визиты толку уже не принесут. 

Луна - непотопляемый космический авианосец. С Луны можно наблюдать за Землей, проводить научные исследования, решать оборонные задачи. Но для успешного продвижения к Луне и далее к Марсу необходимы тяжелые ракеты. Восстановить "Энергию" уже невозможно, но надо ускорить работы по проекту ракеты "Ангара", который разрабатывается уже 12 лет, но в тяжелом варианте будет готов еще через 10 лет.

Ракета-носитель "Энергия" вывела на орбиту советский  "космический челнок" - "Буран".

Строительство на Луне не потребует каких-либо новых научных открытий. Современной технике колонизация Луны вполне по силам. Но есть проблемы социально-политические, экономические и международные, с которыми столкнется любое государство, желающее иметь свою базу на Луне.

Луна – территория, принадлежащая планете Земля. Луна – это планета, на которой люди могут жить, используя местные лунные ресурсы. Она доступна для человечества, использующего современную технологию.

 

3 или 4 миллиарда лет Луна была связана с Землей законами небесной механики. В XXI веке впервые предстоит связать Луну с Землей надежной транспортной системой для технологических грузов и постоянно действующей с двухсторонним движением пилотируемой транспортной системой.

Для мировой астрономии и астрофизики весьма заманчиво создание обсерваторий на обратной  стороне Луны. Луна будет служить экраном, защищающим аппаратуру обсерваторий от шумов, снижающих разрешающую способность современных наземных обсерваторий. Радиообсерватории на обратной стороне Луны  будут оснащены сверхбольшими параболическими антеннами и антеннами типа фазированных решеток. Для энтузиастов поиска сигналов внеземных цивилизаций исследования будут перенесены на Луну.

Про Марс.

Современные средства массовой информации, а иногда даже известные ученые и политики заявляют о предстоящих в ближайшие десятилетия пилотируемых экспедициях на Марс. Полеты человека на Марс марсианскими фанатиками и амбициозными государственными чиновниками объявляются, чуть ли не основной перспективой космонавтики будущего. Надо признать, что с технологической точки зрения, пилотируемые полеты на Марс действительно могут быть реализованы в этом веке. Однако доказать необходимость включения в перспективные программы развития космонавтики полеты человека к Марсу очень трудно.

Действительно, зачем выкладывать  500 миллиардов долларов США, оплачивая труд многих тысяч рабочих, инженеров, ученых, если на все интересующие землян вопросы  уже способны ответить марсианские роботы, управляемые учеными с Земли.

Так выглядят марсоходы-близнецы Спирит (Spirit) и Оппортьюнити (Opportunity),

работающие на Марсе с января 2004 года.

Автоматические аппараты спутники Марса, путешествующие по поверхности  марсоходы убедительно доказали, что жизни на поверхности Марса нет. До конца ХХI века на Марсе высадятся по меньшей мере еще 8-10 марсоходов. Они детально,  не спеша исследуют атмосферу, динамику климата и грунт планеты. Новая информация будет получена без огромного риска для  жизни членов экспедиции. 

Mars Science Laboratory — марсоход нового поколения, прибытие на Марс ожидается осенью 2012 года.

Космонавты марсианской экспедиции должны провести почти год в невесомости по дороге туда.  Сразу, после посадки на Марс они будут готовиться к обратному, еще более рискованному полету.  (В отличие от орбитальных станций  Земля оказать  помощь не может). Мое твердое убеждение – пилотируемые полеты на Марс в XXI веке технически возможны, но не нужны. Амбициозная цель не оправдает огромные затраты и риск.

Впрочем, есть китайский проект, доказывающий, что в экспедицию на Марс надо отправить не 6-12 человек, а тысячи мужчин и женщин. Зачем?

Есть такой сценарий будущего: по причине неизбежных катаклизмов или катастроф (изменение климата, ядерная война, удар огромного метеорита) цивилизация на Земле быстро деградирует или вообще погибнет как погибли динозавры. Человечество будет уничтожено. Вот на этот случай  китайские ученые предлагают спасательную идею: китайская цивилизация должна сохраниться в виде резервации на Марсе. 

До возможной гибели всего человечества Китай успевает создать на Марсе поселения численностью не менее 1000  человек. Они привезут с собой технологию и средства, необходимые в будущем для возвращения на Землю.

Планета Марс не пригодна для длительной жизни людей. Но ничего  более подходящего в пределах солнечной системы нет. Надо переждать. После восстановления на Земле приемлемых для жизни условий марсианские китайцы начинают возвращаться на Землю. Китайская резервация необходима для того, чтобы далеко за пределами XXI, XXII веков вернуть китайских марсиан на Землю. Человечество начнет снова размножаться. Но вся планета и новая цивилизация будут китайскими.

Проект спасения человечества опубликован вполне компетентными китайскими учеными.
Вот только когда начать заселение китайской резервации на Марс? Думаю, что не ранее конца XXIII века."

Катенёв Валентин Львович аватар
Не на сайте
Был на сайте: 5 лет 4 месяцев назад
Зарегистрирован: 22.03.2008 - 22:15
Публикации: 54876

 

Собака Лайка
первое живое существо, выведенное на орбиту Земли!

После успешного запуска первых ракет стало понятно, что и полёт человека в космос технически возможен.  Учёные рассчитали перегрузки, которые испытают будущие космонавты и начали создавать тренажёры, моделирующие эти перегрузки на Земле. Но узнать, что будет происходить с организмом человека в условиях полёта в космос можно, только испытав его в условиях реального полёта!

Учёные могли лишь предполагать, как  космонавт будет переносить огромные перегрузки при взлёте и посадке, рёв самой ракеты и вибрации. Но никто и не представлял себе, что произойдёт с человеком  в невесомости!
Понятно, что до человека в космос надо было послать животных, ведь если условия полёта оказались бы убийственны, то потеря животного менее трагична, чем человека.


Возник спор: кого пускать? Одни учёные предлагали начинать с мышей, крыс и другой лабораторной мелочи, другие настаивали на опытах с собаками. Бесспорно, были хороши обезьяны – как никак «ближайшие родственники» человека, но обезьяны трудно поддаются дрессировке, склонны к простудам и разным хворям, начинают очень волноваться в непривычных условиях, могут датчики с себя сорвать.  Решили, что собаки – лучшие кандидаты на роль «экспериментального космонавта».

«Главный по космосу» - Генеральный конструктор Сергей Павлович Королёв, прекрасно понимающий, как важны эти эксперименты, торопил медиков, интересовался, нашли ли нужных собак и как их собираются тренировать. Ведь дело-то действительно было непростое. Конструкторы ракет просили, чтобы собаки были небольшие, килограммов по шесть-семь. Но породистые маленькие собаки чаще всего – домашние животные, довольные изнеженные, прихотливые к пище. В этом смысле обыкновенная дворняжка имела преимущества перед болонками, тойтерьерами или таксами. Дворняжки были не глупее, но заведомо выносливее.

Требовался отбор и по масти. Предпочтение отдавалось беленьким сучкам – это была просьба специалистов по кино-, фото- и телеаппаратуре – белые собачки лучше смотрятся в кадре. Из светленьких потом отбирали спокойных здоровых собак. Решено было запускать по две собаки в одном контейнере: реакция одной могла быть чисто индивидуальной, а результаты хотелось получить наиболее объективные.  Стали подбирать животных наиболее совместимых друг с другом по нраву. После всех этих многоразовых просеиваний, обмеров, взвешиваний, наблюдений на каждого четвероного кандидата в космонавты завели карту и только тогда приступили к тренировкам: держали в барокамерах, крутили на центрифугах, трясли на вибростендах.

 


Первые собаки летали на ракетах на разные высоты. Но это не было по-настоящему «космическими» полётами – ведь ракеты запускались вертикально, долетали до заданной высоты и сразу падали обратно. Поэтому были первые собаки-испытатели не «космонавтами», а «стратонавтами»!


По плану намечено было провести шесть таких пусков. Не всё шло удачно. Например, собаки Дезик и его напарница Лиса погибли во время второго полёта. В результате вибраций что-то сломалось в барореле (реле, срабатывающее на определённой высоте) и оно не ввело парашютную систему. Контейнер разбился при ударе о землю. Генеральный конструктор Сергей Павлович Королёв очень горевал.

В то лето погибли четыре собаки. Несовершенство техники погубило их. Жалко – добрые, славные псы. А что делать? Ведь надо же было пройти этот этап.  Не людьми же рисковать. Погибая, собаки спасли человеческие жизни. За это академик Павлов поставил им памятник. Тем, которые погибали в его лабораториях. И этим – разведчикам стратосферы. И будущим, которые не вернутся из космоса…

Случались на полигоне курьёзы.  Пёс Смелый не оправдал клички: сумел открыть клетку и удрал в степь. Его искали, не нашли и решили срочно готовить ему замену, но тут он сам пришёл с «повинной». Перед последним пуском буквально за считанные часы до старта вырвался и убежал Рожок. Все были в полной панике, но вдруг осенило: в ракету посадили ЗИБа – Запасного Исчезнувшего Бобика. А на самом деле был он никакой не запасной, а обычный уличный пёс, ни о каком полёте в стратосферу не помышлявший, тренировок не ведавший, эдакий баловень случая: слетал и баста! И ведь отлично слетал, все его хвалили потом, и ласкали, и кормили разной вкуснятиной. В таком вынужденном эксперименте  открылся свой смысл: значит, и неподготовленная собака может справиться со всеми этими стрессами без особого труда…

Старты 1951 года были началом обширной многолетней программы. Наряду с собаками в экспериментах использовались мыши, крысы, морские свинки, мухи-дрозофилы, бактерии, фаги, тканиевые препараты. Кроме того, грибы, семена и проростки пшеницы, гороха, кукурузы, лука и других растений.


Что же касается собак, то в 1953-1956 годах они летали в специально сконструированных скафандрах и катапультировались в них на высоте около 80 километров. Параллельно совершенствовалась конструкция ракетных кабин, росла высота подъёма ракет: от 100 километров к 200 и выше – к 450 килиметрам над Землёй!

Стало уже более или менее ясно, что шумы и вибрации лежат в пределах вполне переносимых, тем более, если во время действия их измеряется всего несколькими минутами, что проблема перегрузок тоже решаема. Но невесомость…Продолжительность невесомости во время ракетных пусков на большие высоты достигла уже 9 минут. Однако в космическом полёте счёт пойдёт уже не на минуты, а на часы и дни (сегодня – месяцы, завтра – годы, послезавтра – десятилетия). Что таит в себе длительная невесомость? Вертикальные старты не могли ответить на этот вопрос. Поэтому биоспутник с собакой-космонавтом планировался Королёвым в числе самых первых.

Тем временем в Институте авиационной медицины закончились длившиеся около года работы по специальной подготовке животных-космонавтов. Из десяти собак выбрали трёх, очень похожих друг на друга: Альбину, Лайку и Муху. Альбина уже до этого дважды летала «стратонавтом» на ракете, честно послужила науке. У неё были смешные щенки. Альбину запускать было жалко. Впрочем, всех их было жалко: собака шла на верную гибель, ведь механизма возврата на Землю из космического полёта ещё не придумали – собаку запускали не на управляемом космическом корабле, а на неуправляемом спутнике.

Решили, в конце концов, что полетит Лайка, а Альбина будет как бы её дублёром. Муха числилась «технологической собакой». На ней испытывали аппаратуру, работу различных систем. Все эти собаки попадали в институт из питомника, в котором  собирали бездомных животных.  Лайка, ставшая в истории самой знаменитой собакой, тоже была уличной бродяжкой. В институте заметили, что эти изгои собачьего общества понятливее и неприхотливее других собак и лучше дрессируются, потому что способны оценить человеческую доброту.

- Лайка была славная собачонка, - вспоминал академик Яздовский. – Тихая, очень спокойная. Перед отлётом на космодром я однажды привёз её домой, показал детям. Они с ней играли. Мне хотелось сделать собаке что-нибудь приятное. Ведь ей жить оставалось совсем недолго…

Перед отлётом на космодром собак оперировали. От датчиков частоты дыхания на рёбрах провода под кожей шли на холку и там выходили наружу. По сонной артерии регистрировали пульс и кровяное давление.

Тренировки собак продолжались  и на космодроме буквально до дня старта. На несколько часов каждый  день их сажали в контейнер. Собаки сидели спокойно. Они давно уже освоились с кормушкой, которая представляла собой некое подобие пулеметной ленты, составленной из маленьких корытец с желеобразной высококалорийной пищей. В каждом корытце была дневная норма питания. Запас пищи был рассчитан на двадцать дней. Не тяготились они плотно облегающим тело комбинезоном, который держал мочекалоприёмник. Фиксирующие цепочки, которые крепились к комбинезону и стенкам контейнера, ограничивали свободу движений, но позволяли стоять, сидеть, лежать и даже немного передвигаться вперёд-назад.

С  утра 31 октября Лайку готовили к посадке в спутник, протирали кожу разбавленным спиртом, места выхода электродов на холке снова смазали йодом. Собака спокойно лежала на белом столике, вытянув вперёд передние лапки и подняв голову, похожая на остроносеньких собак с древних египетских барельефов.

В середине дня Лайку усадили в контейнер, а около часа ночи контейнер подняли на ракету. Медики не отходили от собаки ни на минуту. Стояла уже глубокая осень, и было холодно. К Лайке протянули шланг с тёплым воздухом от наземного кондиционера. Потом шланг  убрали:  надо было закрывать люк. Правда, незадолго перед стартом разгерметизировали на минутку контейнер, и попоили Лайку водой. Вода входила в пищу, но всем казалось, что собаке хочется пить. Просто попить обычной воды.

3 ноября 1957 года спутник с Лайкой на борту ушёл в космос. Телеметрия сообщила, что перегрузки старта прижали собаку к лотку контейнера, но она не дёргалась. Пульс и частота дыхания повысились в три раза, но электрокардиограммы не показывали никакой патологии в работе сердца. Потом всё постепенно стало приходить в норму. В невесомости собака чувствовала себя нормально, медики отмечали «умеренную двигательную активность». Радостные учёные доложили Государственной комиссии: «Жива! Победа!»

А ведь и правда была победа! Собака не просто осталась жива, когда её подняли в космос, но и жила в космосе целую неделю! Она погибла от перегрева на седьмые сутки полёта. А спутник кружил ещё долго – 2370 раз облетел Землю и только полгода спустя, 14 апреля 1958 года, вошёл в атмосферу и сгорел, наградив жителей далёкого острова Барбадос великолепным зрелищем яркой хвостатой кометы.

Полёт Лайки был очень важен для истории освоения космоса!
Ведь этот эксперимент подтвердил, что живой организм может пережить запуск на орбиту и невесомость. Так Лайка проложила дорогу в космос людям.

По книге Ярослава Голованова «Королёв».

Войти Зарегистрироваться